Чем же закончились выборы в ФРГ? Эксклюзив

27.09.2021 0 By NS.Writer

Первое — следует сказать, что социологи недооценили верность немцев своим традиционным большим партиям, а возможно, сработало на разницу между опросами и результатами почтовое голосование. Опросы до последнего давали эсдекам и христианским демократам заметно меньший процент, нежели те в итоге получили. Может быть, сказалось неистовое желание перемен. Однако, по факту Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) получила 25,7% голосов, прибавив 5,2% по сравнению с выборами 2017 года, а Христианско-демократический союз/ Христианско-социальный союз Баварии (ХДС/ХСС) — 18,9% и 5,2% (=24,1%), потеряв 8,9%. Несомненно, это болезненное поражение для правого центра и конкретно для Армина Лашета, партийного наследника Меркель, за которого, избранного под аппаратным давлением, правый избиратель голосовать не захотел.

Второе — в случае обоюдного желания, потенциальная широкая коалиция СДПГ-ХДС/ХСС (вместе 49,8%) спокойно получает в парламенте из 735 мест 402 мандата при минимально необходимом большинстве в 368 штыков. Ясное дело, что это возможно только при согласии правого центра на премьерство лидера СДПГ Олафа Шольца, нынешнего вице-канцлера и министра финансов. Шольц — партийный функционер «шрёдеровского призыва», в далеком прошлом юрист по трудовым и потребительским вопросам, экс-бургомистр Гамбурга, который прошел всю партийно-административную иерархию в СДПГ.

В то же время, это третье, считается, что «народного мандата» на то, чтобы в кресло Шольца (или министра иностранных дел) в рамках продолжения широкой каолиции сел недавний канцлер Северной Рейн-Вестфалии Армин Лашет — избиратель не дал. Судя по результатам, немцы сыты по горло широкими коалициями, но по опросам большинство тяготеет к «центристскому» правительству. Но опять-таки, такое правительство может возникнуть либо из указанной выше центристской коалиции, либо из так называемой «Ямайки», в которую кроме занявшего второе место ХДС/ХСС вошли бы также «Зелёные» (14,8%, +5,8%, 118 мандатов) свободные демократы (СвДП, 11,5%, +0,7%, 92 мандата). Это дало бы большинство в 406 мандатов. Проблема в том, что либералы и зелёные слишком далеко расходятся в своих позициях. После прошлых выборов и полугода переговоров они в правительство не пошли. На этот раз и Анналена Бербок, и Кристиан Линднер заявляют, что вроде как готовы взять на себя ответственность. Но, видимо, потому, что отказ от неё будет означать, скорее всего, конец карьеры лидера СвДП Линднера, что касается Бербок, то «зелёные» сильно не добрали в силу её личных ошибок и теперь этот факт надо как-то смикшировать…

Четвёртое: идеологически чистые коалиции СДПГ-Зелёные (324 мандата), ХДС/ХСС-СвДП (288 мандатов) банально не добирают до большинства. При этом нельзя сбрасывать со счетов и вариант коалиции «Светофор» между СДПГ, Зелёными и СвДП в 416 мандатов, в которой, впрочем, эсдеки с половиной штыков играли бы первую скрипку. Но пока либералы не проявляют желания идти в такую коалицию.

Пятое. Теперь на столе остаются опции чисто теоретические, поскольку такие партии как «Альтернатива для Германии» (АдГ) и «Левые» (Ле) хотя и являются любимыми партиями Владимира Путина, но, во-первых, имеют статус изгоев-ультра в федеральной политике, а во-вторых оказались сильно потрёпаны в ходе этих выборов. Так, Ле вообще не смогли пересечь барьер (4,9%, −4,3%) но получают 39 мест в мажоритарных округах. Изоляционистская АдГ в свою очередь (10,3%, −2,3%) потеряла голоса, но завоевала 83 места, что, так или иначе, немало. Возможна ли чисто левая коалиция, если эсдеки и зелёные нарушат правила культуры центризма? Нет — не хватает, как обидно, всего 5 мандатов — и взять их, по сути, негде. А если на неформальные правила наплюют консерваторы и либералы? Да! У ХДС/ХСС, СвДП и АдГ наберётся 371 мандат. Но это будет самый крупный скандал со времён Веймарской республики, когда коммунисты не пошли в коалицию с эсдеками (говорят, по наущению Сталина) и таким образом привели к власти национал-социалистов Гитлера. Впрочем, некоторые шансы «правым-правым-ультраправым» всё же даёт общезападная ситуация нарушения старых правил, впадания в детство переживающего демографические изменения западноевропейского и американского общества…

Шестое. Скорее всего, немецким элитам предстоят тягомотные многомесячные переговоры — разве что у Бербок и Линднера подгорает поскорее отправить бабушку на пенсию и они переступят через позиционные предрассудки (им-то приходится идти направо или налево только вдвоём — вот какая засада). Или же их опередят бюрократические зубры Шольц и Лашет, полюбовно сговорившись между собой.

Наконец, седьмое. Что это всё меняет? Откровенно говоря, почти ничего. Зелёные в составе любой из коалиций может и покочевряжатся по поводу СП-2, социалисты продолжат бормотать про американскую гегемонию, правда, при Байдене это стало сложнее, но пусть СП-2 и обложат регулированием, газ сторонникам экореволюции нужен не меньше, чем дельцам из «партии бизнеса» СвДП. Другое дело, что газ можно и в других местах брать, ряд стран ЕС как-то решил эти проблемы без российского участия. А в плане риторики любое новое правительство будет, вероятно, пожёстче — ненамного — нынешнего, в отношении прав человека в РФ и каких-то новых персональных санкций, хотя тоже не факт, некая надежда только на смену внутрипартийных поколений. Украине же необходимо выстроить (или, скорее, достроить) такую линию отношений с Германией, которая не зависела бы от межпартийных комбинаций в Берлине и реагировать на любые изменения в ФРГ философски. Большего, чем уже было или всё еще есть в наших отношениях Киев от Берлина в обозримом будущем вряд ли добьётся.

Максим Михайленко, главный редактор Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: