Чем опасны для Украины выборы в Германии и Франции

21.01.2021 0 By NS.Writer

Новым лидером партии власти в Германии и потенциальным канцлером стал человек, выступающий за ослабление антироссийских санкций.

Об этом пишет Владислав Гирман для «ДС».

До инаугурации Джо Байдена остался один день. Этого ждут американцы, истощенные пандемией и социально-политическим кризисом. Этого ждут в Украине, рассчитывая получить от администрации 46-го президента больше поддержки в противостоянии с Россией.

Однако нужно также четко понимать, что Соединенные Штаты — пусть и ключевой союзник и партнер Украины, но далеко не единственный. Есть и другие игроки, оказывающие не меньшее влияние на урегулирование конфликта между Украиной и Россией. А именно Франция и Германия — еще две участницы «Нормандского формата». И во внутренней политике этих стран в обозримом будущем, в течение года-двух, тоже грядут определенные изменения.

Во Франции в 2022 г. состоятся президентские выборы, в Германии в сентябре текущего года — выборы в Бундестаг, а вместе с ними и конец эпохи Ангелы Меркель, которая уступит кресло канцлера кому-нибудь другому.

Через Коран в Елисейский дворец

За исключением покойного Жака Ширака, ни один из президентов Пятой Республики не смог избраться на второй срок. Такова уж тенденция французской политики — президенты могут получить огромнейший кредит доверия и народной любви, но очень быстро все теряют, когда возмущенные тем или иным проектом-программой-реформой избиратели, не мешкая, собираются на массовые акции протеста.

Действующий президент Эммануэль Макрон в этом плане не стал исключением. «Звезда французской политики», харизматичный любимчик публики и влиятельных фигур вскоре после избрания очень быстро начал терять любовь народа, когда взялся внедрять свой пакет реформ в трудовой, социальной и промышленной сферах.

И столкнулся с акциями протеста. Потом были «желтые жилеты», а относительно недавно на новостях из США, где в самом разгаре были митинги после убийства Джорджа Флойда, во Франции также протестовали против полицейского насилия.

На сегодняшний день рейтинг Макрона, за которого в 2017 г. во втором туре проголосовали 66% (в первом — 24%, так что спасибо спарринг-партнеру Марин Ле Пен), находится в районе 40%. После падения в 2017-2018 гг. до рекордно низких 24%, действующий президент начал постепенно выкарабкиваться из электоральной ямы. И в 2019-2020 гг. его рейтинг рос. Чему благоприятствовало как то, что он заразился Covid-19, так и выход Макрона на территорию французских правых, когда он в ответ на убийство учителя Самюэля Пати выходцем из Чечни Абдулахом Анзоровым объявил войну радикальному исламу и вошел в геополитический клинч с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Последний конфликт долгоиграющий, на нем Макрон сможет «пастись» еще продолжительное время. Крестовый поход президента Франции будет провоцировать критику со стороны Анкары, которая в свою очередь позволит ему усиливать свою войну с радикализмом среди французских мусульман. И так по кругу.

Макрону уже удалось заставить Французский совет мусульманской веры (CFCM) принять хартию с призывом к мусульманам отказаться от фундаменталистских доктрин, принять ценности Франции, сплотиться против иностранного религиозного вмешательства. CFCM — организация скорее бутафорская, практически не имеющая веса в глазах французских мусульман. Однако как раз кампания Макрона может повысить ее популярность, а через нее он будет набивать себе очки перед выборами 2022 г.

Если Макрону удастся таким образом вернуть себе популярность уровня 2017 г., и остаться в Елисейском дворце еще на пять лет, то он продолжит реализацию своих прожектов по созданию двухскоростной Европы, разделенной на «рай» для старожилов и «лимбо» для новичков.

Впрочем, они в любом случае продолжились бы, разве что к власти вдруг все же пришла Ле Пен. Не Макрон автор концепции двухскоростной Европы, он лишь продолжил дело предшественников и спел в унисон с Берлином. Достаточно успешно, следует признать.

Кто станет сменщиком Меркель

К слову, о Берлине. Как известно, Ангела Меркель, возглавлявшая правительство Германии с 2005 г., уходит с поста и, скорее всего, из политики в целом. Она загодя начала готовить страну к своей отставке. Для чего сначала продвигала в преемницы Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которая в 2018 г. сменила ее на посту лидера Христианско-демократического союза. Что зачастую является трамплином на пост канцлера. Однако Крамп-Карренбауэр не удалось получить достаточное число сторонников в ХДС, и в 2020 г. она сообщила, что от лидерства откажется.

В связи с пандемией процесс передачи партийной власти затянулся, но 15 января правящая партия наконец-то поставила точку: на съезде ХДС был избран новый лидер. Им стал еще один протеже Меркель — премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия и представитель либерального крыла консервативной партии Армин Лашет. Конкуренцию ему составили глава комитета Бундестага по внешней политике Норберт Ретген и давний соперник Меркель Фридрих Мерц. Основная борьба происходила между Лашетом и Мерцем. Причем во второй тур Лашет вышел с 380 голосами, в то время как у Мерца было 385. Однако выиграл все же первый, набрав 521 голос. Результаты онлайн-голосования должны получить подтверждение посредством уже голосования по почте, результаты которого огласят в пятницу, 22 января. Однако Лашета в Германии уже называют новым лидером ХДС. И уже обсуждают его шансы стать канцлером после сентябрьских выборов. Мерц из гонки уже вышел и поддержал Лашета, надеясь получить от него должность министра экономики.

Главными конкурентами Лашета в битве за пост главы правительства немецкие эксперты и СМИ называют премьер-министра Баварии Маркуса Зедера и главу минздрава Йенса Шпана. Согласно опросам, лидирует Зедер — у него 54% поддержки, у Шпана — 32%, а вот у Лашета — всего 28%.

Почему нам интересны выборы в Германии? По той простой причине, что Лашет входит в число тех немецких политиков, которые выступают за ослабление антироссийских санкций. С оговоркой, конечно, о будущих определенных успехах в минском процессе. Шкалы «успешности переговоров» нет, потому непонятно, когда Лашет, в случае избрания канцлером, мог бы поднять вопрос смягчения санкций. Потому Киев должно бы радовать то, что у нового лидера ХДС как потенциального кандидата в канцлеры лишь 28% поддержки избирателей.

С другой стороны, далеко не все так однозначно и с Маркусом Зедером, давно имеющем виды на правительство и соответствующие амбиции. В январе 2019 г. Зедер открыл в Нюрнберге первый в Германии Центр культуры немцев из России (BKRD), который возглавили прокремлевские фигуры. Год спустя премьер Баварии вместе с главой Мюнхенской конференции Вольфгангом Ишингером по приглашению Владимира Путина и с одобрения Меркель также съездил в Москву.

В связи с чем Йенс Шпан для Украины выглядит более предпочтительным канцлером Германии. Он очень популярен благодаря эффективной политике противодействия пандемии. Но кого выберут в Бундестаге, где большинство скорее всего будет у ХДС/ХСС? Молодого и перспективного, ставшего популярным благодаря, скажем так, узкопрофильным достижениям, или же политика с более «универсальным» политическим опытом?

Франко-немецкий альянс

Но даже если правительство ФРГ возглавят Лашет или Зедер, это не значит, что Берлин тотчас же инициирует ослабление антироссийских санкций. За это, как известно, в свое время выступал министр иностранных дел и ныне президент Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ). Вторил ему однопартиец Зигмар Габриэль, когда занимал пост вице-канцлера и министра экономики. Однако санкции никто не ослаблял. Так что даже когда помириться с Москвой хотят люди на верхушке политической и государственной иерархии ФРГ, это не значит, что они смогут сломать конъюнктуру и осуществить задуманное.

Впрочем, это не значит, что Киеву можно расслабиться и просто наблюдать за внутриполитическими событиями во Франции и Германии. Ведь если Макрон, также выступавший за диалог с Кремлем, переизберется на второй срок, а новым лидером ФРГ станет Лашет или Зедер, и если они сохранят или даже укрепят союз между Парижем и Германией, то в рамках того же «нормандского формата» Украина вполне может столкнуться с давлением со стороны сразу трех участников переговоров. Конечно, если (или когда) возникнет необходимость надавить на Украину и заставить пойти на уступки.

Потому-то Киев очень нуждается в поддержке со стороны администрации Джо Байдена, которая может стать противовесом Германии и Франции. К слову, о чем недавно и говорил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: