9 1/2 недель для Грузии
17.08.2024Эксклюзив. Грузия продолжает проваливаться в евразийскую чёрную дыру. Это стало в особенности очевидным после двух эпизодов последнего времени. Во-первых, это поездка премьер-министра Ираклия Кобахидзе на инаугурацию нового иранского президента Масуда Пезешкиана (кстати говоря, наполовину азербайджанца, а наполовину – курда, хотя сам новый президент утверждает, что оба родителя у него тюрки). На этом мероприятии Кобахидзе стоял рядом с лидером «Хамас» Исмаилом Ханией, вскоре уничтоженным там же в Тегеране то ли израильтянами, то ли собственными подельниками (говорят, покойный был нечист на руку в вопросах перепродажи российского дармового оружия). С одной стороны, оно конечно, Иран – великий сосед, пригласили – поехал (тем более, что вечно молодой Ираклий Георгиевич и так не блещет умом, кроме заднего). С другой, подобные маршруты ярко демонстрируют нынешнюю траекторию Грузии – из розариев Белого Дома и модернистских каменных садов Брюсселя – на подушки азиатских шахиншахов, а ведь это полёт не только в пространстве, но и во времени, так как средневековое грузинское царство часто было вассалом то шахов, то ханов, то султанов…
Траектория эта, впрочем, была уверенно придана Грузии оценившими, наконец, по достоинству, многолетние усилия правительства «мечтателей» («Грузинская мечта» – карманная партия грузинского оверлорда Бидзины Иванишвили) по выполнению подрывных заданий Москвы Вашингтоном и Берлином. На июльском саммите НАТО Грузия удостоилась единственного упоминания в итоговом коммюнике: Альянс сожалеет о нахождении на ее оккупированных территориях военных баз оккупантов. Это – всё. Обошлись даже без традиционных увещеваний насчёт демократии, свободы слова и прав человека (изменения климата стимулируют сокращение сотрясений воздуха). Иными словами, Альянс больше не считает Грузию, чья власть копирует российские законы об «иностранных агентах», избивает демонстрантов, поддавливает свободу слова, арестовывает собственных добровольцев, защищающих Украину, помогает Москве обходить санкции, выдаёт Путину диссидентов и участвует в российских информационных спецоперациях – способной присоединиться к НАТО. Автоматически была заморожена и существенная финансовая помощь грузинскому бюджету.
Синхронно выступил и Европейский Союз – его финансовая помощь Грузии тоже заморожена, а и без того запоздавший статус кандидата «подвешен», переговоры о членстве (последний этап процесса) не были начаты. Без особых экивоков и Белый Дом и Брюссель наконец объяснили грузинской элите и обществу: последний шанс вернуться на стезю интеграции в западный мир – это парламентские выборы 26 октября нынешнего года. Либо грузины сносят правящую уже 12 лет пророссийскую партию, которая правдами и неправдами (в основном, подкупом и скандализацией) побеждает на выборах и, сумев это сделать, успешно отстаивают свой выбор, либо навсегда остаются Азиопой. Для дополнительного стимулирования любителей российского туризма ЕС неофициально пригрозил отменой с января безвизового режима для Грузии – ведь страны Союза давно обеспокоены деятельностью грузинских банд на своей территории. Забавно, что на этот раз смолчал даже последний адвокат Грузии в ЕС, венгерский еврокомиссар (как раз по вопросам расширения) Оливер Варгеи…
Таков событийный фон перешедшей в свободное падение в чёрную дыру «евразийского образа жизни» Сакартвело. Итак, у неё есть 9 с половиной недель для коррекции своего исторического пути – однако, объективно говоря, оснований для пессимизма немало.
Во-первых, «Грузинская мечта» на волне своей победы над уличными протестами (с использованием опробованных в Украине и Беларуси методов – таких, как «титушки» и брутальный полицейский террор), протолкнула изменения к закону о выборах: теперь для принятия решения в избирательных комиссиях необходимо не две трети голосов, как ранее, а всего половина. А половину голосов правящая партия и так контролирует через свою квоту.
Во-вторых, пользуясь законом об иностранных агентах, власть сразу же (как и прогнозировалось без труда) принялась громить организационные и финансовые структуры оппозиции.
В-третьих, сам Борис Григорьевич Иванишвили и его партийно-родственный клан отнюдь не находятся под санкциями, руки у них развязаны, и выгоду свою они видят прекрасно: эти грузинские «патриоты» намерены распродать инфраструктуру (как старую, так и новую) страны китайцам, арабам и россиянам. Превратив Грузию в то, чем была Армения до Пашиняна (да и во многом остаётся, увы), а именно в оффшор с элементами банановой республики, где обычному грузину будет принадлежать только печь для выпекания хачапури, да и тот можно будет продать только туристу из Москвы или Краснодара. Не исключено, что Путин на радостях даже включит Абхазию и ЮО обратно в состав Грузии – вместе со своими военными базами, разумеется.
В-четвёртых, само состояние грузинского общества, которое в опросах постоянно утверждает, что чуть ли не на 90% за Европу – нельзя назвать здоровым. За годы правления «мечтателей» из страны уехало немало молодёжи и свободомыслящих людей. Оппозиция же не имеет очевидного лидера. Таковым пытается стать президент Саломе Зурабишвили, но президент в Грузии практически не имеет полномочий, избирается парламентом и ей стоит опасаться громил неформального правителя страны, в 90-е прослывшего в России одним из наиболее агрессивных «приватизаторов». Во все предыдущие три избирательных цикла оппозиция, побузив денёк или два, смирялась с поражением (не всегда выглядевшим честно), в ней много мелкотравчатых политиканов, соглашавшихся со статус-кво в обмен на ту или иную должностишку…
Есть ли основания думать, что в октябре будет иначе? Что заснувшее и стареющее грузинское общество осознает экзистенциональную опасность и сможет отвернуть страну от рифовой гряды? Пока что – сомнительно. В конце концов, Микки Рурк в нулевые годы тоже превратился в московского клубного алкоголика и до наград Ким Бэйсингер так и не дотянулся. А играть обычного провинциального садиста с забавным акцентом можно и на «Мосфильме».
Тем не менее, эти 9 1/2 недель Грузии пока остались.
Георгий Беридзе, аналитик Candidacy Assessment Institute (CAI), Тбилиси, для Newssky