Глобальная американская революция. Как замена Трампа на Байдена скажется на США, России, Украине

17.11.2020 0 By nikolaiilcenco

Прошедшие, точнее, проходящие в США выборы удивляют накалом борьбы и затянувшимся периодом неопределенности, хотя ещё не стали ни самыми продолжительными по времени непризнания проигравшим своего поражения, ни самыми серьезными по наступившим последствиям. Первый рекорд, продолжительностью в 36 дней, остается пока за парой Альберт Гор – Джордж Буш-младший. Второй удерживает Авраам Линкольн, чье избрание привело к Гражданской войне. Впрочем, борьба между Дональдом Трампом и Джозефом Байденом имеет шансы побить оба этих рекорда.  

Сегодня мы наблюдаем в США серьезнейший кризис. Но можно ли говорить только о кризисе американской избирательной системы? Возможно, характер происходящего более глобален?

Почему выборы в США так важны

Несмотря на успехи Китая, США остаются экономикой №1, в частности – мировым технологическим лидером, а также мировым центром концентрации и распределения финансового капитала.

США остаются и безусловным №1 в группе стран, условно именуемых «Западом», которые, в силу экономических и исторических причин, задают стандарты и ориентиры для остального мира. Эти стандарты, в сочетании с технологическим лидерством, формируют жесткий коридор для развития остальных стран. Они не являются обязательными, и любая страна может ценой приемлемых проблем отклонить часть из них. Но на таком пути возникают три барьера:

– Если страна отклоняет небольшое число западных стандартов, соблюдение остальных все равно ведет ее по общему коридору развития, поскольку эти стандарты в значительной мере взаимосвязаны.

– Если страна отклоняет значительное число стандартов, то становится изгоем, с ограниченным доступом к технологиям и мировым финансам. Это неизбежно вызывает сначала ее отставание в развитии, а затем и деградацию.

– Если страна-изгой находит способы частично обойти эти запреты, что обычно и происходит, то даже такой, полулегальный, доступ к мировым финансам и технологиям постепенно направляет её развитие в рамки западной модели, поскольку все передовые технологии и финансовые институции заточены под эту модель.

Иными словами, жить на планете Земля и не испытывать на себе западное влияние невозможно, и чем больше вы пользуетесь современными технологиями, тем большим оказывается это влияние. А общее устройство Запада и пути его развития в значительной степени определяют США, выступающие как в роли лидера, так и в роли тестировщика технологических и социальных новаций. Как следствие, США, среди прочего, первыми сталкиваются и с кризисами роста, которые в дальнейшем распространятся на остальной мир. Вот почему процессы, которые идут там, так важны для всего мира.

Детали и формальности: кто, кого и как выбирал 3 ноября

Чтобы понять суть происходящего нам придется разобраться, хотя бы в общих чертах, в устройстве избирательной системы США, своеобразном и не очевидном.

Выборы пары президент – вице-президент — единственные федеральные выборы, проходящие по всей территории США. Все остальные: двух палат Конгресса и местных властей проходят на уровне штатов и более мелких административных единиц.

Президентские выборы стартуют раз в четыре года всеобщим голосованием во вторник после первого понедельника ноября, и завершаются на 41-й день голосованием Коллегии выборщиков, которая, собственно, и выбирает президента и вице-президента, причем, выбирает отдельно, по разным бюллетеням. Как следствие, возможна ситуация, когда один из них будет избран, а другой – нет, и такое тоже случалось. А граждане США в каждом штате выбирают не президента и вице-президента, а список выборщиков от данного штата, поддерживающих одного или другого кандидата, которые войдут затем в Коллегию выборщиков.

Число выборщиков в каждом штате зависит от его населенности, колеблется от трех до 55 (Калифорния) и совпадает с числом представителей штата в обоих палатах Конгресса. Федеральный округ Колумбия в Конгрессе не представлен, но в выборах президента участвует тремя выборщиками. Всего в настоящее время выборщиков 538 на 50 штатов. Станет больше штатов – и число выборщиков возрастет.

Минимальное число голосов, необходимых для избрания президента и вице-президента, сегодня составляет 270. Если ситуация станет патовой, что возможно при счете 269:269, либо при отказе части выборщиков голосовать, то выборы президента и вице-президента перенесут в Конгресс, причем, президента избирает Палата представителей, а вице-президента – Сенат. Такое в истории США тоже случалось, притом, трижды.

Формированием списка выборщиков в каждом штате занимается партия, выдвинувшая кандидатов. Голосование за выборщиков происходит по законам штата. «Штат» («state») в буквальном смысле означает «государство», а точный перевод названия США звучит как «Соединенные государства Америки», что описывает федерацию с широкими полномочиями субъектов. Законы, в том числе избирательные, у каждого из субъектов свои, но в рамках федеральных ограничений. Так, на федеральном уровне запрещены образовательные цензы и «иные меры, ведущие к расовой дискриминации при выборах», а конституция США гарантирует избирательные права всем гражданам, достигшим 18 лет. Но голосовать можно, только постоянно проживая в одном из штатов.

Иными словами, президентских выборов, как таковых, еще не было. Они состоятся только 14 декабря, и, теоретически, выборщики должны голосовать согласно принадлежности своего списка: за Джозефа Байдена и Камалу Харрис, либо за Дональда Трампа и Майкла Пенса. Но на практике они могут голосовать так, как сочтут нужным. Власти штата имеют право оштрафовать т.н. «ненадежных выборщиков», а в отдельных штатах даже аннулировать их голоса, но не могут переписать их голоса на другого кандидата, или преследовать таких выборщиков в уголовном порядке. В 2016 году четырех ненадежных выборщиков от штата Вашингтон оштрафовали на 1 тысячу долларов каждого – сумма, по американском масштабам, незначительная.

Таким образом, цифра голосов, которые выборщики отдадут в пользу Байдена (цифра меняется по мере окончательного подсчета голосов, поданных за выборщиков в разных штатах, который завершится только 1 декабря) – предварительная. Судебные иски с требованием пересчета голосов, поданных по почте и проверке наличия граждан, их отославших, могут изменить победителей в ряде штатов. Да, с большой долей вероятности можно утверждать, что победил Байден. Но называть его “избранным президентом США” пока рано. Нужно подождать решений судов и голосования выборщиков 14 декабря.

Чем необычны эти выборы

Во-первых, возрастом обоих кандидатов: Байдену – 78, Трампу – 74.

Пятерка старейших президентов США в американской истории (на момент первой инаугурации)

Дональд Трамп 2016 70
Рональд Рейган 1980 69
Уильям Гаррисон 1840 68
Джеймс Бьюкенен 1856 65
Джордж Буш-старший 1988 64

Есть легенда, что вождь шайенов Текумсе наложил проклятие на «Белых Отцов из Вашингтона», пообещав, что ни один президент, избранный в год, заканчивающийся на ноль, не доживет до конца срока. В самом деле, Уильям Гаррисон, а также Уоррен Гардинг (1920) и Франклин Рузвельт (1940) умерли, будучи президентами, а Авраам Линкольн (1860), Джеймс Гарфилд (1880), Уильям Мак-Кинли (1900) и Джон Кеннеди (1960) были застрелены. Но Рональд Рейган и Буш-младший (2000) завершили срок благополучно, так что, похоже, проклятие ослабло. Однако 78 лет и даже 74 года — довольно уязвимый возраст.

Во-вторых, необычно высокой явкой, зашкалившей за 67%, что стало рекордом за последние 120 лет. Всего в голосовании участвовало 160 млн. человек, из которых 75 млн. проголосовало за списки выборщиков в поддержку Байдена и 71 млн. — в поддержку Трампа.

В-третьих, очевидным сбоем, который дала американская система выборов, породив обоснованные подозрения в их фальсификации.

Двухуровневая избирательная система была задумана как защита от подкупа избирателей и от прямого влияния охлоса на исход голосования, и успешно работала, не требуя большой точности избирательных списков. Но условия 2020 года превысили порог её устойчивости. На внутренний кризис, вызвавший поляризацию мнений в американском обществе, что до предела обострило борьбу кандидатов, легла пандемия коронавируса. Опасаясь заразится 100 млн. американцев проголосовали досрочно, из них 65 млн. по почте. При этом, большинство голосовавших по почте поддержали демократов, хотя, по идее, их голоса должны были распределиться более или менее равномерно.

В-четвертых, принципиально изменились механизмы предвыборной борьбы. Огромную роль стали играть социальные сети, создавая иллюзию «свободного голоса народа», но, в действительности являясь инструментами глобальной корпоративной цензуры. При этом, ТНК предсказуемо выступили против «изоляциониста» Трампа, поддержав Байдена.

Как будут развиваться события в США, и как они отзовутся в мире, и в Украине

Все государственные институты США в настоящее время переживают кризис, ставший производной двух глобальных кризисов нашего времени:

– Кризиса представительской демократии, возникшего из-за противоречия между отказом от образовательных и имущественных цензов, что критически снизило и без того невысокий уровень «среднего избирателя», и возросшей сложностью мира, предъявляющей к ответственным политикам и избирателям повышенные требования. В итоге, ответственных граждан сменили популисты, манипулирующие охлосом.

Кризиса имущественного расслоения, увеличившего разрыв между богатыми и бедными до запредельных величин, и заморозившего социальные лифты.

Дополнительными факторами выступают пандемия, опиоидный кризис, многоаспектный миграционный кризис.

Но это лишь нижний этаж проблем. А этажом выше разворачивается самый значимый и высокоресурсный кризис нашего времени: назревшая революция ТНК, стремящихся к большей власти, а в перспективе – к замещению собой государств, и к отмене ненужных им институтов всеобщей представительской демократии, существующих исключительно в рамках западных правовых и социальных парадигм.

Подробный анализ причин, природы и вероятных последствий этого кризиса – отдельная тема. Нам же, для прогноза, важны следующие моменты:

– ТНК давно подтачивали государственную систему управления миром, имеющую в основе западные образцы, и сейчас готовы к большому наступлению на нее.

– По сути, с экономической и социальной точки зрения, это феодальный реванш, идейно сходный с российской революцией 1917-23 годов, но лучше продуманный и спланированный, в том числе с учетом опыта XX века, к тому же высокоресурсный, и реализуемый на современной коммуникационной основе. Однако цель его все та же: демонтаж отношений, основанных на тезисе о природном равенстве всех людей путем его извращения и доведения до абсурда, после чего уставшее от бардака и беспредела общество с облегчением примет твердый порядок, установленный Политбюро ЦК/Советом директоров/Иным кругом лиц, узурпировавших власть. То, что мы уже полгода наблюдаем в США и есть реализация первой фазы этого плана. И хотя сходство BLM с большевизмом не случайно, оно порождено общей природой двух этих явлений, а вовсе не вмешательством Москвы.

В самих же США, в противостоянии, которое разворачивается у нас на глазах, очень пожилой Байден, который может не дожить до конца четырехлетнего срока, либо дожить номинально – ведь далеко не все доживают до 82, а еще меньше сохраняют при этом здравый ум и работоспособность, и весьма специфичная Харрис, получившая шанс стать первой цветной женщиной — президентом США, действуют как фронтмены и инструменты Демократической партии. А та, в свою очередь, в сложившемся раскладе сил является инструментом глобальных корпораций, начинающих генеральное наступление на государственные институты во всем мире. Именно этот факт и определит всю политику администрации Байдена, как внутреннюю, так и внешнюю.

В самих США Байдену придется заняться разрешением внутреннего кризиса, но так, чтобы усилить корпоративное влияние на государство, в итоге окончательно подмяв его под группу ТНК, базирующихся на США. Важная часть этого плана – пошаговая делегитимизация конституционных механизмов. Именно этим сейчас заняты Байден и его сторонники.

Напомню, что формально Байден еще не избран, и никакие шансы на его избрание 14 декабря не перекрывают этого факта. В любом случае сейчас он лишь кандидат в президенты США, и только. К обязанностям президента Байден приступит после инаугурации – и тогда же получит все президентские полномочия. Назначения, сделанные им до этого момента – лишь информация о намерениях, а предоставление ему закрытой информации, такой, как, к примеру, брифинги разведки – вопрос доброй воли действующего президента. Да, в прошлом такая воля зачастую имела место быть. Но сейчас ее, по понятным причинам, нет, и Трамп, оставаясь президентом, отказывает Байдену совершенно законно.

Главы других государств могут, конечно, заранее поздравлять Байдена с президентством, надеясь таким образом привнести толику человеческой теплоты в будущие непростые отношения. Но для самих США соблюдение процедуры избрания и вступления в должность в ситуации внутреннего кризиса носит принципиальный характер. Обрушение этой процедуры делегитимизирует сам институт президентства в его нынешнем виде. Иной вопрос, что Байден, которому партия доверила роль предпоследнего президента США (на роль последнего, насколько можно судить, намечена Харрис) как раз и должен осуществить это, превратив федеральные власти в Совет директоров группы ТНК, финансирующих демократов.

Во внешней же политике задачей Байдена станет установление отношений между реформированными, сначала де-факто, а затем и де-юре, корпоративно-федеральными властями США и зарубежными ТНК, в первую очередь, с теми, которые имеют интересы и производства на территории Китая и ЕС, и, по возможности, через головы их правительств. Россия не является зоной первоочередных интересов новой администрации, но принцип работы с ней будет тем же. Администрация Байдена станет выстраивать прямые отношения с российскими олигархами, предлагая им сдать Кремль в обмен на прием в новый глобальный клуб, и всеми способами ослабляя кремлевскую власть. В Кремле это просчитали, и потому реагируют на появление Байдена в Белом доме, как черт на запах ладана. Действительно, для Путина и его команды, опирающейся на карательный госаппарат, Байден опаснее Трампа. Трамп действовал в лоб, а Байден будет подрывать основы кремлевской власти.

Но это не означает, что политика Байдена сулит большие выгоды Украине. Украина, которая сегодня, следом за Молдовой, дрейфует к разложению государственности, в ходе операции по разложению России и инкорпорированию продуктов ее распада в новую систему мироустройства, может выступить только в роли расходного материала – инструмента, награды или предмета торга.

Что касается Трампа, то в том, уже почти невероятном, случае, когда ему удалось бы все-таки вырвать у Байдена победу, его первоочередной задачей стало бы укрепление федеральных институтов США в их конституционном виде. Прежде всего он занялся бы глобальными СМИ и соцсетями, пустив их под нож антимонопольного законодательства, а, затем, обеспечив себе информационный тыл, принялся бы за жесткое наведение порядка в стране.

Иными словами, как минимум половину второго срока Трампу было бы просто не до Украины. В лучшем случае мы могли бы рассчитывать на нынешний уровень поддержки.

Подведем итоги

Мы не выбираем президента США. Были или не были выборы честными, тоже, по большому счету, не наше дело.

Место в Белом доме на ближайшие четыре года почти наверняка займет Байден, но это пока не точно. А ещё у победившего Байдена не будет большинства в Сенате, и это станет помехой для внятной политики его администрации. В этой не вполне предсказуемой ситуации нам не надо ссориться ни с Трампом, ни с другими влиятельными республиканцами. Лучше всего избегать любой причастности к внутренним разборкам в США, чтобы не оказаться в роли крайних.

Сравнивать Трампа и Байдена относительно выгод для Украины сложно. Но что при Байдене, что при Трампе-2, Украина в период каденции 2021-2024 годов окажется на периферии американских интересов. И работать с новой администрацией – притом, любой, нам будет сложнее, чем с прежней.

 

Сергей Ильченко для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: