Рогозин и пустота

31.05.2020 0 By NS.Writer

Несмотря тропический шторм Берта над Флоридой, SpaceX Илона Маска успешно запустила к Международной космической станции ракету Falcon 9 с кораблем Crew Dragon и двумя американскими астронавтами на борту. Это первая за девять лет отправка астронавтов на орбиту Штатами. К пилотируемым пускам SpaceX шла 18 лет со дня своего создания.

Об этом пишет «Международный Курьер».

NASA в течение 10 лет финансировала проект SpaceX, чтобы получить независимую от других стран доставку людей на орбиту.

Вернуть пилотируемые запуски в США было необходимо из-за непомерно растущих амбиций России за отправку людей в космос на «Союзах» после сворачивания программы Space Shuttle в 2011.

В общей сложности на конец 2019 года Роскосмос доставил на МКС 70 астронавтов NASA, заработав на этом почти $4 млрд. В среднем каждая доставка астронавта обошлась США в $55 млн. Но цены постоянно росли. С $30 млн. в 2010 до $85 млн. сегодня за билет на российском корабле. По сути, Роскосмос продавал кресло в орбитальном модуле по цене всего пуска. Длительная зависимость от другой стороны не в последнюю очередь подтолкнуло американцев активизировать разработку собственных пилотируемых программ.

Космическая гонка

На сегодняшний день регулярные пуски осуществляют Китай, США, Россия, Франция, Евросоюз, Индия, Япония. Стоят в очереди Австралия, Аргентина, Бразилия, Мексика, Норвегия, Пакистан, Турция, ЮАР.

Объем международного рынка космических услуг оценивается в почти полтриллиона долларов ежегодно. И соперничество в освоении космоса перестало быть прерогативой государств — на сцену вышли крупные частные компании.

В одних только Штатах космические программы реализуют почти десяток компаний. Из них известны SpaceX, Boeing, Blue Origin, Virgin Galactic.

SpaceX в рамках проекта Starlink планирует вывести на орбиту около 10 тыс. спутников интернета, а также занимается разработкой корабля Starship для полетов к Луне и Марсу. Компания Amazon хочет создать собственный проект орбитального интернета Project Kuiper в нескольких тысяч спутников и развить космический туризм. Boeing планирует заниматься грузовыми и пассажирскими перевозками в космосе на корабле Starliner, пилотируемый полет запланирован на 2021 год.

Помимо смелых планов инновационные успехи тоже поражают. Илон Маск добился возврата первой ступени и сейчас работает над сохранением второй. Джеффри Безос в прошлом году продемонстрировал сохранение всей ракеты целиком, но с пилотируемым полетом пока не торопится. Китайцы летают на орбиту чаще всех, уже вывели на орбиту модуль своей будущей станции, посадили зонд на обратной стороне Луны и работают над созданием космического лифта и многоразовых ракет-носителей.

А что у первопроходцев?

До 2015 года Россия была лидером по количеству космических запусков в год, занимая нишу в 40% всех запусков в мире. В 2016 году первое место заняли США, а спустя два года — Китай, отбросив Россию на третье место.

РФ начинает уступать звездную тропу более продвинутым американским Falcon, китайским ChаngZhеng (Великий поход), японским H-IIB. Наступает на пятки и индийская GSLV Mark-III. Это происходит из-за того, что по степени инновационного развития российское ракетостроение уже в 4-6 раз отстает от ведущих индустриальных стран.

В результате, за последние 10 лет произошла масса крупных аварий. Падали «Протоны» со спутниками, как своими, так и чужими, «Прогрессы» с грузами для МКС, «Союзы» со спутниками военного назначения.

Отдельные пуски уже стали «легендами» и объединены в анекдотические истории. Самая известная — формирование российской подводной группировки космических спутников. В 2010 «Протон-М» не смог вывести на орбиту три спутника навигации, вместе с ними рухнул в Тихий океан и утонул. В том же году «Прогресс М-12М» с телекоммуникационным спутником «Экспресс-АМ4» оказался на нерасчетной орбите, откуда его спустили и затопили в том же океане. В следующем году «Зенит» с межпланетной станцией «Фобос-Грунт» сошел с орбиты и встретился с «коллегами» на дне. Спутник «Канопус-СТ» в 2015 году, предназначенный для наблюдения за океанами, точнее за подводными лодками, не отделился от разгонного блока и уже обугленным нырнул в Атлантику. Последним к подводной группировке в 2017 присоединился спутник «Метеор-М», запущенный на ракете «Союз-2.1б».

Самым фееричным считается 17-и секундный полет «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс» в 2013, на котором датчики угловых скоростей были установлены вверх ногами. Тогда иностранные конструкторы были очень удивлены, что в 21-м веке россияне при сборке ракет продолжают использовать молок, зубило и известную приговорку. После этого Москва отказалась от прямых телетрансляций запусков, а с официальных сайтов Роскосмоса и РКК «Энергия» убрали позорную статистику пусков — слишком частыми стали выражения «потерпел крушение», «не вышел на орбиту», «взорвался на старте».

Но это не исправило общую картину — российские ракеты продолжили убивать американский Intelsat, европейский Galileo, индонезийский Telkom, мексиканский MexSat, ангольский AngoSat, не считая еще большего количества собственных спутников и зондов.

Только причины каждый раз менялись — отказ двигателя, замерзание топливопровода, разрушение подшипника, засорение магистрали, возгорание, настройка полетного задания на запуск совсем из другого места, просверленная кем-то дырка в «Союзе».

Не меньшие потери российский космопром несет и на земле. В 2017 году в ходе проверки забраковали 71 двигатель для «Протонов». Виновницей оказалась кладовщица — она не вовремя ушла на больничный, в результате чего двигатели запаяли не тем припоем.

Российская космическая отрасль продолжает погружаться в кризис. Но в основе катастрофы лежит проблема с освоением средств, точнее тотальная коррупция и воровство.

В 2018 по делу о мошенничестве задержан зам. гендиректора РКК «Энергия» и два его подчиненных. В том же году из-за хищения 55 млн. рублей взят под следствие бывший гендиректор и его дочь, а также топ-менеджер РКЦ «Прогресс» (делал ракеты «Союз»). Также в 2018 за госизмену задержаны несколько сотрудников головного института отрасли ЦНИИмаш из-за подозрений в передаче за рубеж секретных наработок в части гиперзвука. В 2018 арестован гендиректор НПО им. Лавочкина за хищение 330 млн. рублей.

На строительстве космодрома «Восточный» в Амурской области с 2012 года продолжают воровать сотнями миллионов, несмотря на полторы сотни уголовных дел и посадки. Пустоты, обнаруженные под стартовой площадкой, стали очередной легендой российской космонавтики.

В крупных хищениях обвиняется и глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Получая зарплату, большую, чем директор NASA, он имеет слабость к элитной недвижимости, а часть выведенных из отрасли денег тратит на отбеливание собственного имиджа.

В целом хищения на предприятиях ракетно-космической отрасли России оценены Следственным комитетом РФ в 5,4 млрд руб., а Генпрокураторой РФ в 7,5 млрд руб.

Высшие должностные лица России иногда высказываются в сторону космической отрасли, но дальше этого дело не идет. В 2012 году премьер Медведев после аварии «Протон-М» назвал ситуацию «традиционным разгильдяйством», а в 2019 он призвал госкорпорацию прекратить «болтать, куда мы полетим в 2030 году». О своем недовольстве ракето-космической отраслью заявил и сам Путин. В конце прошлого года он потребовал не допускать нецелевого расходования средств.

Приведенные примеры ни что иное, как предсмертная агония ракетной отрасли некогда космической державы. Диагноз массового падежа ракет — деградация России под «мудрым» руководством Путина.

На чем полетят россияне в 2030 году

На сегодняшний день конкурентоспособных ракет-носителей у России нет, поскольку воссоздаются технологии 60-летней давности. Ни в телекоммуникационных услугах и производстве телекоммуникационного оборудования, ни в дистанционном зондировании Земли, ни в изготовлении космических аппаратов и космическом страховании Москве похвастаться нечем. Доля иностранных комплектующих в российских спутниках гражданского назначения составляет 70–90%. Отставание существует и в части научных программ.

Обещанный «Союз-5» ожидается к 2022 году, возможно позже. Примерно к этому времени глава Роскосмоса Рогозин хочет достроить стартовый комплекс на «Восточном». С 2011 года откладывается вывод на орбиту многоцелевого лабораторного модуля «Наука», а также научно-энергетического модуля, которые должны увеличить российский сегмент МКС.

Первый пилотируемый пуск Crew Dragon означает, что «Роскосмос» теряет монополию на отправку астронавтов и больше не будет получать финансирование со стороны НАСА. Убытки Роскосмоса можно будет оценить в примерно полмиллиарда долларов, поскольку Европейское космическое агентство также изъявило желание пересесть на корабли Илона Маска.

Что касается пусковых услуг, то они тоже сократятся до ничтожных 0,7–1% от всего мирового рынка космических услуг. В остальных сферах рынка российская ракетно-космическая и телекоммуникационная отрасли также ужмется в долю, не превышающую уровень статистической погрешности.

Следующая проблема ожидается в связи с отказом США от российских ракетных двигателей. В 2021 году должна начаться коммерческая эксплуатация ракеты New Glenn от Blue Origin Джефа Безоса с двигателями собственной разработки. С её появлением двигатели от НПО «Энергомаш» станут неактуальными.

Таким образом внешних источников дохода у Роскосмоса практически не останется.

Глубокий вакуум

Осознавая, что Луна в скором времени станет 51-м штатом США, а Марс 52-м, глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил в интервью «Комсомольской правде», что РФ не допустит приватизацию Луны кем бы то ни было.

Как выпускник журфака, он и раньше отличался громкими заявлениями, а не реальными результатами. Благодаря своему креативу от собирается переименовать ракеты «Союз-5» в «Иртыш», корабль «Федерация» в «Орла», дал название посадочному модулю «Казачек» миссии «ЭкзоМарс».

На днях Рогозин заявил о необходимости создания Россией новой орбитальной станции, поскольку эксплуатация МКС должна завершиться в 2024 году.

Заключение

Рынок пусковых услуг Россия проиграла раньше, сейчас она потеряла еще и рынок пилотируемых программ. Свершилось неизбежное: Роскосмос догнал лидеров российской экономики — Газпром и Роснефть.

Стремительно деградирующая Россия продемонстрировала вырождение и в космосе. Причина таких тенденций очевидна — атрофия практически всех наукоёмких отраслей. Провал России в космической гонке, это не только потеря позиций в научных и военных разработках, но и утрата пропагандистского эффекта.

Полная потеря позиций в освоении космоса делает Россию «космической Португалией» — страной, открывшей сам путь, но не сумевшей воспользоваться им.

Путину и Рогозину пора понять, что давно канули в вечность времена, когда можно было меряться длинной космических ракет. Сегодня же ракеты должны летать, причем безаварийно. В противном случае они выглядят имитатором.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: