26 ошибок Лукашенко

29.07.2020 0 By NS.Writer

В 2010 году на Тутбае вышла статья «10 ошибок Лукашенко». Мы хотели бы продолжить этот материал.

Этим летом исполнилось 26 лет с того момента, как президентом Беларуси стал А.Г. Лукашенко. За это время страна пережила как взлёты, так и падения. С одной стороны, можно говорить, что благодаря Лукашенко, мы выбрались из сложного периода 90-ых годов. Но, с другой стороны, все соседние страны справились с проблемами переходного периода, а некоторые, такие как Польша или Чехия, значительно перегнали нас в экономическом развитии. К примеру, в 2019 году в Чехии, сравнимой по населению с Беларусью, было продано 270 тыс. новых автомобилей, а в Беларуси только 65 тыс. Получается, что с Лукашенко или без него экономика Беларуси все равно преодолела бы сложности переходного периода.

Чем дольше правит лидер государства, тем более оторванным от народа он становится, все больше «бронзовеет» и все чаще совершает ошибки. Мы выбрали, исходя из интересов народа Беларуси, 26 ошибок президента Лукашенко.

1. Не функционирует система политических партий. Номинально они есть, так сказать «для галочки». Реальной же политической властью партии не обладают. Они не могут быть выразителем интересов различных групп населения. Отсутствует политическая борьба и конкуренция. Провластные партии никак не влияют на политику государства, а оппозиционные задвинуты на задворки политической жизни страны.

2. Смена государственной символики. В Беларуси были «воскрешены» советские варианты герба и флага. Все постсоветские страны отказались от коммунистической символики времен СССР, и только Беларусь «повернула назад». В стране появился конфликт символик, когда бывшие государственными несколько лет бело-красно-белый флаг и герб «Погоня», под которыми принимал президентскую присягу Лукашенко, стали символами оппозиции.

3. Чрезмерная централизация власти. Президент назначает руководителей крупных предприятий, районов, городов и т.д. Причем среди них есть губернаторы (при отсутствии губерний) и мэры (при отсутствии их выборов). Соответственно, такие руководители быстро теряют связь с народом и в работе зависят только от вышестоящего начальства.

4. Деградация местного самоуправления. Из-за централизации власти основные финансовые потоки концентрируются в столице и областных городах. А провинция страдает от хронического недофинансирования.

5. Сохранение колхозов. Соседние страны пошли по пути реформирования сельского хозяйства и добились успеха в этом деле. В Беларуси же были сохранены, пускай и в несколько переименованном виде, колхозы со всеми присущими им с советских времен проблемами: разгильдяйством, пьянством, воровством. Государство директивно управляет ими, устанавливая низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, создаёт массу ограничений. Чиновники указывают, что и когда сеять, когда убирать, запрещают развивать собственную переработку. В итоге выручка от продажи продукции небольшая, и многие хозяйства становятся убыточными, накапливают долги, платят низкие зарплаты, теряют специалистов. Периодически государство списывает им долги и так по кругу. Каждое лето Лукашенко устраивает селекторные совещания со всем правительством, посвященные «битве за урожай», требует убрать зерновые за две недели, а «недобросовестные» аграрии всегда жнут больше месяца.

6. Поддержка олигархов. Несмотря на неравные условия хозяйствования, в Беларуси сформировался серьезный частный сектор. Некоторые крупные бизнесмены не скрывают своих «теплых» отношений с президентом Лукашенко и получают серьезные экономические бонусы. Все мы помним беспрецедентные льготы для «Трайпла», «Амкодора», «Энерго-ойл», «Даны» и других.

7. Отсутствие приватизации. Лукашенко, придя к власти, приостановил приватизацию доминирующего госсектора. Давно доказано, что частный бизнес быстрее приспосабливается к новым условиям, эффективнее и прибыльнее.

8. Поддержка убыточных предприятий. Государственные предприятия имеют малый запас прочности к внешним и внутренним шокам. Большинство из них является низкоэффективными с отсталыми технологиями, неповоротливым менеджментом и раздутыми штатами. Они часто становятся убыточными, а государство списывает им долги, продлевает срок выплат или оказывает прямую финансовую поддержку.

9. Курс на импортозамещение. В Беларуси пробовали сделать свой мобильный телефон, компьютер и так далее. Многие проекты, созданные властями по указке сверху, оказались неконкурентными.

10. Рост государственного долга. Когда Россия начала ограничивать субсидирование «белорусского экономического чуда», для поддержания стабильности власти страны начали активно накапливать долги. Деньги расходовались на неэффективные проекты, долги росли быстрее, чем экономика и сегодня огромная часть бюджета (23%), идет на их погашение.

11. Проведение парадов. В небогатой Беларуси несколько раз в году проводятся масштабные и дорогостоящие парады с прохождением тысяч военных и сотен единиц военной техники и авиации. В итоге минчане получают массу ограничений передвижения во время подготовки и разбитый тяжелой техникой асфальт в центре города. К тому же от них требуют создания массовости, устраивая заполнение трибун по спискам с работы и ВУЗов.

12. Создание БРСМ. Большинство молодежи не понимает, зачем нужно это подобие комсомола и с неохотой вступает эту организацию. Государство использует административный ресурс, чтобы силком увеличивать ее численность и тратит на её функционирование миллионы долларов в год.

13. Чрезмерная ориентация на Россию. В Беларуси еще со времен Российской Империи в общественной жизни доминирует русский язык. Транслируются российские каналы, продается российская пресса. Экономически многие предприятия ориентированы на переработку российского сырья и продажу продукции в Россию. Тесная интеграция с Россией может привести к потере независимости.

14. Сложные отношения с западными государствами. У европейских стран есть вопросы по поводу ограничения демократических прав и свобод граждан в Беларуси. Европа и США до сих пор являются источниками новых технологий и прогресса. Хорошие взаимоотношения с ними способствовали бы экономическому росту и развитию страны.

15. Печатание необеспеченных денег. Средств в белорусском бюджете периодически не хватает для необоснованного повышения зарплат и «накачивания» экономики, поэтому власти вовсю включают печатный станок. Это приводило к всплескам инфляции, росту курса доллара и тяжелейшим экономическим кризисам.

16. Сохранение советского варианта солидарной пенсионной системы. При уменьшении количества работающих и росте количества пенсионеров возникает дефицит пенсионных фондов. К тому же в стране огромное количество льготных категорий пенсионеров, которые с 45 лет и выслуге по годам начинают получать высокие пенсии, а именно: милиционеры, сотрудники МЧС, военные, государственные служащие, депутаты.

17. Чрезмерная поддержка спорта высоких достижений. Беларусь небогатая страна, а подготовка каждого олимпийского участника стоит сотен тысяч долларов государственных денег. Когда-то на открытии одной олимпиады поразило, что огромная Индия выставила столько же участников, сколько маленькая Беларусь.

18. Непродуманные инфраструктурные инвестиции. В Беларуси были построены десятки ледовых арен в небольших городах. Некоторые из них не могут сами заработать денег даже на оплату коммунальных расходов. Похожая ситуация с гостиницами в столице, МКАД-2 в Минске и другое.

19. Половинчатые школьные реформы. Можем вспомнить повсеместное введение 12-летки, а затем отмену этой системы через несколько лет. Или перенос начала занятий на 9 часов утра, требование в авральном порядке «переделать» учебные программы, нагрузка учителей бумажной работой и социальным контролем.

20. Распределение выпускников. Студентов после окончания лицеев, техникумов и ВУЗов, которые учились за счет бюджета, как во времена Советского Союза, отправляют работать по распределению в такие организации, где из-за низкой зарплаты или условий труда нормальные специалисты работать не хотят. Естественно, после окончания отработки, большинство молодых специалистов просто убегает в поисках лучшей жизни.

21. Прохладное отношение к белорусскому языку, сохранению исторического наследия. Долгое время Лукашенко, воспитанный в духе советского интернационализма, прославлял лишь русский язык и русскую культуру, негативно отзывался о белорусском языке. В итоге в Беларуси 99% документации ведется на русском языке. После событий в Украине власти стали мягче относиться к белорусскому языку, стал исчезать стереотип о том, что белорусскозычный гражданин — это оголтелый оппозиционер. Только недавно государство стало больше средств выделять на восстановление исторических памятников, но качество этих работ оставляет желать лучшего.

22. Культ Великой Отечественной войны. Война принесла огромные жертвы и разрушения, и в первые послевоенные годы никаких масштабных празднований не было. Во время войны в Беларуси была сложная ситуация, часть населения поддерживала немцев, польские власти, а большинство стремилось просто выжить во время оккупации. Огромными были потери белорусов среди партизан и в Красной Армии. Прославление победы над фашистской Германией проходит часто в ущерб памяти о сотнях других важных исторических событий.

23. Авторитарная система управления. Мы часто наблюдаем жесткое отношение к чиновникам, ругань и грубую критику со стороны президента Лукашенко. Это сковывает и подавляет волю. В стране запутанная законодательная система, масса бюрократических процедур и сами чиновники боятся проявлять инициативу, чтобы не стать жертвой противоречивости законодательных актов. Чиновники по вертикали копируют стиль поведения президента, и в итоге это сказывается на всех гражданах страны.

24. Запутанность личной жизни. Президент является публичной персоной, примером для граждан. То, что он живет врозь с женой и не развелся с ней, что у него появился внебрачный сын, негативно сказывается на его образе. К тому же это плохо соотносится с его религиозностью.

25. Игнорирование мировой эпидемии коронавируса. Практически весь мир борется с этим вирусом, вводит различные ограничения, стремясь сохранить здоровье и жизни своих граждан. Только президент Беларуси этого не замечает и называет всё «психозом». В стране очень противоречивая и частично засекреченная статистика по количеству заболевших и умерших от эпидемии. Вызывает недоумение, что в сравнимой по населению Бельгии немного меньше заболевших, но при этом в 15 раз больше умерших, чем в Беларуси.

26. Стремление быть президентом до смерти. В демократических странах президенты меняются после первого, реже — второго срока. Это обеспечивает прилив свежих сил и идей в управление государством. А в Беларуси иногда кажется, что главная задача у президента Лукашенко — сохранение своей власти, и уже во вторую очередь он думает о благе граждан страны, которых пренебрежительно называет «народцем».

Зачем менять президентов? Сменяемость политических лидеров влияет на благосостояние людей. В постсоветских государствах борются между собой две теории.

Одна из них представляет собой приверженность демократии, связанная с копированием западного опыта, налаживанием связей с передовыми государствами, политикой открытости и вовлеченности в мировую экономическую систему.

Другая же является авторитарным консерватизмом, когда лидер государства и его команда не желают передавать власть новым лидерам и стремятся править десятилетиями, часто даже передавая власть родственникам. Они могут мотивировать такую стабильность отсутствием достойных альтернативных политиков, «вредным» влиянием соседних государств, активно создают образ внутреннего или внешнего врага. Среди белорусского народа даже прижился стереотип о том, что те, кто у власти, уже наворовались, а новым лидерам придется начинать «с нуля». Умудренные жизнью белорусы не могут представить себе, что человек может хотеть стать главой государства без каких-либо меркантильных побуждений, а лишь из патриотических чувств, желания улучшить жизнь страны и принести пользу народу.

Так как же сменяемость политических лидеров и элит, ведь короля делает свита, влияет на экономику государства? Все мы знаем, что сейчас в мире преобладают идеи капитализма, которые основываются на принципе конкуренции. Здоровая конкуренция заставляет развиваться, совершенствоваться. При демократическом устройстве государств происходит периодическая смена элит. Всегда есть оппозиция, альтернативные силы, которые зорко следят за действиями тех, кто у власти, подмечают их ошибки и генерируют новые, востребованные обществом, идеи. Это способствует повышению качества управления тех элит, которые в данный момент находятся у власти. Они знают, что их непопулярные решения будут использованы конкурентами, они чутко отслеживают общественные ожидания и стараются принимать продуманные и взвешенные решения. В условиях периодической сменяемости и серьезного общественного контроля возникает меньше коррупционных соблазнов.

Атмосфера открытости, свободы выражения мнений, состязательности, торжества закона способствует самовыражению граждан, их экономической активности. Общественные организации открыто заявляют об общественных недугах, предлагаются способы их преодоления. Такие государства хорошо развиваются экономически, граждане проявляют политическую активность, присутствует взаимное доверие между народом и политической элитой.

Другая ситуация наблюдается в авторитарных государствах. Первоначально для них характерен экономический рост, но постепенно созданная в них система исчерпывает экстенсивные факторы развития. Для того, чтобы сохранить влияние, власть вводит массу бюрократических ограничений в общественной и экономической жизни, появляются непрозрачные процедуры, предназначенных только «для своих». Государство создает разветвленный чиновничий аппарат для максимального контроля граждан. Люди начинают жить в условиях множества запретов, когда любое отклонение от «линии партии» карается, появляется преследование за альтернативные политические взгляды, нагнетается атмосфера страха. При этом в государственных СМИ создается картинка идеального государства, рассказывается о многочисленных достижениях, а ситуация в других странах подается в негативном контексте, ведь им «не повезло» с властью. При такой власти, правящей десятилетиями, развитие приостанавливается, возникает застой в общественной и экономической жизни, гордо именуемый «стабильность».

Думаю, вы сами с легкостью сможете найти примеры описанных выше явлений и определить для себя: нужна ли смена власти или нужно сохранять всё как есть?

Змицер Цвик, Минск, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: