10 причин поражения Хиллари Клинтон

08.12.2016 0 By Chilli.Pepper

Сама по себе как политический деятель, Хиллари Родэм Клинтон, первая американка прошедшая в финал президентской гонки США (уточним, выдвинутая одной из двух базовых партий), вероятно, выжала из себя максимум.

hilary-trampВ особенности с учетом ее, по-видимому, не самого образцового здоровья. Но – кроме внезапного, хотя отчасти предсказуемого (Белый Дом оказывал явное давление на ФБР) выпада директора Бюро Джеймса Коми (а руководители ФБР назначаются на 10 лет и в этом смысле мало зависят от воли конкретного президента), обнулившего, скорее всего, ее небольшой отрыв – существует ряд прагматичных причин поражения Клинтон.

Прежде всего, она так и не смогла преодолеть собственную наигранность, или искусственность. В артистизме Клинтон явно уступила профессиональному телеведущему Дональду Трампу.

Во многом в связи с вышесказанным, телевизионный персонаж Трамп – экстравагантный богач, еще не так давно присылавший пожертвования в ее и Билла Клинтона фонд, сначала не воспринимался сложно выстроенным штабом Клинтон как угроза.

Поэтому, когда он все же выиграл праймериз Республиканской партии, демократы расценили Трампа как «легкую добычу», поскольку, с их точки зрения, а исходя из практики, сложившейся за десятилетия после прорыва Джеймса Эрла Картера сквозь истеблишмент Демократической партии в 1976 -м и Рональда Рейгана сквозь фильтры Республиканской партии в 1980 году – правильной точки зрения, Трамп выступал как разрушитель партийной базы консерваторов.  Штабисты Клинтон дали себя убаюкать догмой.

dogmaОтсюда, ошибка стратегов Клинтон состояла в их непонимании, что партийная база «правого центра» за последние восемь лет изменилась – в нее мигрировали группы избирателей Барака Обамы образца 2008 года. Это очень хорошо заметно, в частности, по вполне продвинутому и зажиточному графству Честер в Пенсильвании. В 2008 году там победил Обама, в 2012 – он же ненамного, но уверенно обошел Митта Ромни, а в 2016 графство приобрело красный цвет республиканцев. Таких важных районов в США от 10 до 15, и именно они принесли победу Трампу, который и сам не слишком верил в свой успех, поскольку его штабисты разводили руками в отношении итоговых опросов – важный сегмент людей в очень близкой гонке предпочел помалкивать о своем решении.

С оглядкой на сдвиг партийной базы – нынешняя Америка далека от того дня в 2008 году, когда Хиллари Клинтон проиграла праймериз Демпартии Бараку Обаме – но демократы должны были предвидеть проблемы, поскольку в 2012 году заметное большинство образованной молодежи проголосовало за Митта Ромни, а в 2016 году огромным большинством поддерживало нашедшего ключ к ее сердцам существенно более левого и в этом своем социал-демократизме более искреннего Берни Сандерса. Итак, можно было предугадать, что часть этого электората не придет голосовать, а часть «из вредности» (например, автор сам так голосовал в 19 лет во втором туре президентских выборов 1999 года) проголосует за оппонента. Чтобы продемонстрировать – «нас не захотели услышать».

Хиллари Клинтон рассчитывала на электорат Барака Обамы – а он вовсе не был для нее забронирован (в конце концов, иначе она стала бы президентом в 2008 году, а «неудачник» Обама вернулся бы в свой Иллинойс), более того, отчасти он ее отверг, не желая слушаться партию. Потому что Барак Хусейн Обама всегда был вещью в себе, феноменом мирового прогрессивного движения, а собственно демократам как партии он не дал ничего (и не особенно стремился делиться). Интересен был как раз Сандерс, игравший на смежном поле с Дональдом Трампом – образованных белых, недовольных слишком мягким и медленным разгоном американской экономики после кредитно-ипотечного кризиса. То, что Сандерс не может победить – решила партия и довлеющий над ней «клан Клинтонов».

Но при этом парадоксально, что вращающие пальцами трехмерные модели стратеги ее кампании не прислушались к самому Биллу Клинтону, который неоднократно убеждал их в том, что основа поддержки американских либералов – все же белый рабочий класс и нижний сегмент класса среднего. Они как раз считали, что дедушка Клинтон – на секундочку, триумфально выигравший две президентские кампании – немного устарел, и Демпартия стоит на новом фундаменте, коалиции расовых и иных меньшинств. Так кандидат от Демпартии и остался…в меньшинстве, несмотря на победу по количеству голосов избирателей. Правила американской кампании жестоки – за исключением двух штатов, все очки штата достаются тому, кто вышел хотя бы на один голос вперед. Права на ошибку нет – it’s one shot, это один выстрел. Трамп победил везде, где обязан был победить для получения шанса на выигрыш – и вторгся на территорию противника, выйдя вперед в казалось бы уже лежащих в сумочке Клинтон Пенсильвании, Висконсине и Мичигане, провалившихся в «серый», нерешительный цвет буквально в последние дни перед 8 ноября. Хиллари Клинтон проигрывала округ за округом, вроде бы совсем ненамного – там несколько сотен, там тысячу,там пару тысяч голосов. И теряла штат.

2-1Все-таки запланировать такое нельзя – в значительной степени для нее это «черный лебедь», ведь считалось, что только у Трампа Клинтон (собравшая в два раза больше пожертвований нежели он, ворочавшая в несколько раз большим штабом, со всей силой либеральных – то есть «левых» в Америке – СМИ за ней) из числа потенциальных республиканских соперников и может выиграть. Но избиратель был раздражен – мало того, что он не чувствовал от нее эмпатии (живым человеком Клинтон предстала только в момент капитуляции, как будто с ее плеч свалилась гора), мало того что его выбор, Берни Сандерс был растоптан партией, мало того, что Клинтон окружают противоречивые истории, так его еще и трамбуют «последним и решительным боем со злом». На которое Дональд Трамп с его пусть и двусмысленными, но смешными шутками решительно не был похож.

После четверти века (не считая Арканзаса и более ранних кампаний) мог ли кто-то удивляться, что Клинтон приелась избирателям? А ее высокоинтеллектуальный штаб из обучившихся в «гарвардах» политической корректности круглоголовых не смог объяснить, в чем, собственно, состоит ее послание народу, кроме как «теперь моя очередь».

…На следующий же день после выборов власть в партийных организациях начали перебирать сторонники Берни Сандерса. История четы Клинтонов наконец закончилась.

maks-mihajlenkoМаксим Михайленко


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: