​​Зыбкость таджикского семейного застоя

12.10.2020 1 By NS.Writer

По сравнению с революционными Беларусью и Кыргызстаном, президентские выборы в Таджикистане, прошедшие 11 октября, напоминают некий постановочный сюжет в декорациях брежневского СССР.

Как сообщается, республика уже много лет пребывает как бы в летаргическом сне, который сопровождает кажущиеся бесконечным правление президента Эмомали Рахмона, пришедшего к власти 28 лет назад. Он не совсем президент, т.к. носит официальный титул «Основатель мира и национального единства — Лидер нации».

В 2003 р. Рахмон «обнулился», а в 2016 р. ради поддержания в стране «стабильности» получил право избираться на пост президента бесконечное количество раз. Выборы по-таджикски напоминают фарс. Во-первых, хотя в бюллетене у Рахмона как бы есть конкуренты, но это все управляемые кандидаты-марионетки, чьи программы почти не отличаются от идеологем правящей рахмоновской Народно-демократической партии. Социалист Гаффорзода, аграрий Латифзода или коммунист Абдуллоев — это все зрелые политики без лица, координирующие свою деятельность с правящим кланом. Во-вторых, реальные оппозиционеры или давно в эмиграции или сидят в таджикских тюрьмах. Исламисты в стране под полным запретом. В-третьих, клан Рахмона может смело сказать: «Таджикистан — это мы». Старший сын Рахмона, у которого всего 9 детей, Рустам, в настоящее время возглавляет верхнюю палату парламента, и в случае, если вдруг с Рахмоном что-то случиться, то автоматически станет новым президентом. Дочь Рахмона — Озода возглавляет президентскую администрацию, а зять Рахмона — Шамсулло Сахибов держит в руках наиболее вкусные куски таджикской экономики. Другая дочь Рухшона с ноября 2016 года работает замом руководителя управления международных отношений МИД, а Зарина — зампредправления «Ориёнбанка». Семеро зятьев Эмомали Рахмона занимают должности в сфере экономики и финансов в правительстве.

Простые таджики понимают, что выборы для них ничего не решают, ведь все уже предрешено без их участия. Хотя власть рисует явку в 70%, похоже, что цифра взята с потолка, ведь люди скептически относятся к цирку, в котором выступают статистами. Иностранные наблюдатели, вероятно, снова признают выборы недемократичными, но многое будет списано на то, что Рахмон способен сохранять и поддерживать мир в стране, которая в 1992-1997 гг. пережила ужасы гражданской войны, стоившей экономике потерь в 10 млрд.$. Этот козырь подпитывает легитимностью рахмоновский застой, кажущийся вечным.

Во всей Центральной Азии по степени сюрреалистичности современный Таджикистан уступает лишь туркменскому режиму «Аркадага» Бердымухамедова, который сочиняет стихи, поет, и буквально закрытыми глазами может поразить из пистолета мишень в самое яблочко. Хотя очередная «победа» Рахмона очевидна, и будет воодушевлять Путина, идущего по его стопам, будущее клана Рахмонов вызывает опасения. В соседних странах, таких как Казахстан и Узбекистан идут процессы реформ и либерализации, а в Кыргызстане и вовсе бушует революция. Таджики сильно устали от вездесущего культа «лидера мира» и его семейки. Тем более, что под угрозой треть ВВП страны, которое формируется за счет денежных переводов трудовых мигрантов. Пандемия COVID-19 за последние 9 мес. 2020 г. на половину ослабила этот канал поступлений. И, похоже дальше будет еще хуже. Не добавляет оптимизма неспокойный афганский сосед, ведь скоро в Кабуле при власти могут снова оказаться талибы. А это значит, что войны джихада будут укреплять свои позиции на таджикской территории, и расшатывать режим Рахмона. Последний давно мечтает создать династию и передать власть сыну, но что-то подсказывает, что этим планам сбыться будет не суждено.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: