Прозвучит ли из Киева голос свободы на восток – сбудется ли идея Зеленского?

29.09.2019 2 By Chilli.Pepper

Прежде всего, следует сказать, что идея создания в Украине некоего СМИ, которое ставило бы своей задачей – или, вернее, такая задача была бы поставлена перед ним, как теперь модно говорить «стейкхолдерами» (а во времена оны говорили «интересантами») – морально-идеологическое разложение противника, отнюдь не нова. Важно понять, почему этого ранее не получалось и – содержится ли в таком проекте смысл.

Если даже не брать относительно наивную, как кажется из сегодняшнего дня, эпоху середины 2000-х годов, когда, казалось, что все  «цветные революции» одинаковые и мы имеем дело с четвертой или пятой «волной демократизации», которая обязательно захлестнет те же Россию и Беларусь – у подобного проектирования давняя история.

Похожие идеи и стартапы в украинском политизированном слое присутствовали все время, а в мерцающем режиме даже реализовывались. С 2014-15 годов у нас начала реализовываться определенная информационная политика, обладавшая большей целостностью, нежели когда-либо ранее, но связанная с очевидными ограничениями, обусловленными состоянием вооруженного конфликта. Как известно, было создано даже целое ведомство, однако, то ли в силу мизерного (по крайней мере, изначально) бюджета, то ли, корректно говоря, некой узости мышления, оно быстро превратилось то ли в филиал Минкульта, то ли в ведомство по делам Крыма – в любом случае, сильно уступая в своей эффективности даже НТКУ.

Что же касается пресловутого национального совета, еще одного важного органа в этой сфере, то он «запрещал, не запрещая», да и вообще, по итогам стал напоминать что-то вроде бледной социологической конторы то ли СБУ, то ли СНБО. Ничего, при этом,  существенного не предпринимая.

Нынешняя новая власть, надо сказать, фонтанируя разными прогрессивными идеями, внезапно озаботилась «правилами работы журналистов», сначала в Верховной Раде, а потом и вообще, мотивируя такие свои поползновения опять-таки вооруженным конфликтом, но параллельно вдруг заявив, что в журналистах не нуждается. Плавали – знаем. Заканчиваются подобные инвективы и зондирование всегда одинаково.

Честно говоря, такой пучок «сигнальных ракет» зело отдает «трамповщиной». Но пусть: пока догорает медовый месяц, ей, по-булгаковски говоря, «все дозволено».

Тем не менее, трудно избавиться от чувства, что – вспоминая как о прошлых, все еще довольно идеалистических попытках, так и о небезуспешно реализуемых ныне проектах, что в этих декларациях насчет создания канала присутствует некое размерное несоответствие.

Несмотря на обилие креативных молодых людей, освоивших в ходе избирательной кампании пресловутый цифровой маркетинг, масштаб задекларированной задачи осознается инициаторами слабо. Видите ли, технологии технологиями, креативность – креативностью, а американская, британская, китайская, немецкая и французская (да и российская) системы иновещания – это огромные махины со сложными алгоритмами финансирования, обеспечения информационного присутствия, рекрутинга, практик этико-политических согласований с правительством и обществом. ВВС обладает властью, о которой мечтают некоторые британские министерства.

Исходя из этого, хочется сделать предостережение.

Во-первых, в 2014-м те, кто пытался поднять такой проект, столкнулись с нежеланием олигархов и их агентуры в профильных органах делиться эфирными частотами, при этом казна была пуста, а власть – слаба. Пришлось долго и нудно менять законодательство, заниматься впоследствии принуждением через госаппарат, искать грантовое (долгосрочное) финансирование, но, так или иначе, этот процесс занял даже чисто политически (при, подчеркну, наличии политической воли!) несколько лет.

Оно, конечно, во-вторых, приятно читать в блоге одного из известных российских журналистов комментарий пользователя, что он не будет продолжать подписку на «Дождь», потому что смотрит «Белсат», «Новое время» и украинский иновещательный канал бесплатно. С другой стороны, вздыхаешь, зная, сколько за этим стоит.

В-третьих, компенсационные идеи из разряда «перескочить» этап – а потом набрать в удобоваримые сроки миллионы подписчиков – это мило, и можно, в общем, осилить. Но в Кремле тоже не идиоты сидят, а Youtube – часть Google, Instagram – часть Facebook, ими чрезвычайно легко манипулировать, для начала, а с конца – цены несутся ввысь, безопасность снижается, правила ужесточаются.

Кстати, и спутники украинские – давно готовые – ржавеют на складах, чуть ли не под арестом. Поэтому многое в подобном проекте никак не может быть, даже чисто технически, аматорским.

Отсюда следует, в-четвертых, несмотря на то, что сегодня, при желании, консорциум владельцев и арендаторов (олигархов разного масштаба) частот и других активов вокруг такого проекта, как и слом сопротивления соответствующих ведомств – организовать можно. Но и это все – только начало процесса, если вы не хотите вскоре закончить рекламной «клубничкой» в Telegram.

Наконец, в-пятых, если брать российские параметры, то в наших условиях бюджет такого канала не может быть меньше $200 млн в год. А в Украине, как только государство и крупные собственники слышат реальные цифры, и не видят перспективы распила – у них сразу же делается скучное выражение лица. Поэтому вопрос, зазвучит ли из Киева «голос свободы» на восток – пока открыт. И, пожалуй, открыт даже слишком широко.

Макс МихайленкоМаксим Михайленко

 

 

 


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: