Задача и идеология реформ

«Городу, в котором рыба стоит дороже упряжного вола,
помочь уже ничем нельзя!»
Цензор Порций Катон 

Демонополизация – вот главная задача реформ в Украине. Она определяется ее олигархифеской формой правления.

23-photo-manipulation-photoshop-tutorialsДемонополизация предполагает установление в стране новой системы взаимных прав. Такие права можно устанавливать как угодно: или с точки зрения законности (формально), или с точки зрения справедливости (не формально), или от здравого смысла (ситуативная целесообразность). Но, во всех случаях, секторах, отраслях реформатор должен руководствоваться единой идеологией. Иначе, мы не получим ни законности, ни справедливости, ни здравого смысла.

Реформы, которые предстоит провести в стране, касаются всех сторон жизни людей. Они должны отразиться в сферах бизнеса, общества, государства и быта, то есть, политики как отражения состояния собственности и диалога, который ведется в стране. Результаты реформ должны будут воплотиться в новой корпоративной культуре. Она будет целостной, если в основе действий реформаторов будет лежать общая идеология установления взаимных прав. Эффективность реформ напрямую зависит от верности ее выбора. Если такой идеологии нет, мы получим «распальцовку» или, того хуже, разное понимание смысла секторальных изменений.

Такой идеологией, общей базой отсчета, должно стать создание динамичного социального статуса трудовых ресурсов.

24-photo-manipulation-photoshop-tutorialsПочему это важно?

Выдающийся физик, математик, инженер, механик, изобретатель Герон Александрийский среди множества своих изобретений сделал и игрушку, которая вращалась благодаря энергии пара (паровой двигатель), что вырывался из сопла (реактивное движение). Фактическое развитие металлургии и технологий в тогдашней Александрии позволяло создать Герону паровой двигатель. Но так не произошло. Среди главных причин этого ученые считают наличие дармовой рабской силы. Поэтому создание паровой машины было невостребованным и отложенным на тысячелетия.

Пока у нас в Украине человеческий фактор, трудовые ресурсы будут недооценены, ни о какой модернизации не может быть и речи.

Пока жизнь и здоровье человека ничего не стоит, ничего не стоят и права такого человека.

Реализацию таких прав никто не защищает, потому что их вульгарно покупают и продают то ли за гречку, то ли за лампочку в подъезде.

Поэтому надежды измученного народа связываются не с «Вашингтоном з новим і праведним законом», а с Вашингтоном на купюре.

Если бы было нужно сформулировать в одной фразе идеологию реформ, то определить ее можно было бы так: создание динамичного социального статуса трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы следует понимать в самом широком смысле. Это не только наемные работники, заработная плата, образование, здоровье, профессиональная и правовая защищенность.

Трудовые ресурсы являются органичной составляющей всех супероснов: они есть и «капиталом», они являются частью «капиталистов», также они формируют ряды «потребителей».

Реформы станут реформами, если мы качество поставим перед насущной целесообразностью. Потому что, даже достигнув ситуативного успеха в смыслах извращенной целесообразности, в перспективе мы неизбежно получим антиреформы.

Именно новое качество должно сформировать новую целесообразность. А она, в свою очередь, должна найти формальное отражение в налоговой, административной, судебной и других реформах.

Полномочия и должностные инструкции, взаимные права и обязанности можно сформулировать произвольным образом и под любую задачу: то ли наполнение бюджета, то ли преодоления дефицита Пенсионного фонда, то ли в пользу экспортеров, то ли – импортеров и т. д. Но это будет только насущная необходимость, а стране нужно новое качество.

Именно динамичный социальный статус трудовых ресурсов как цель, даст возможность сформироваться новой целесообразности, от которой нужно будет наполнять содержанием перечисленные изменения.

Но, прежде всего трудовые ресурсы, их предпринимательскую составляющую, нужно вывести не столько из плена изнурительных налогов, сколько освободить от крепостничества налогов коррупционных. К тому же, эти вопросы взаимосвязаны.

Сейчас мы имеем ситуацию, когда любая попытка гражданина изменить свой социальный статус обходится ему очень дорого. Она отягощена взятками, волокитой и изнуряющей неуверенностью, потому что полностью зависит от произвола чиновника.

В этих смыслах должно быть сформировано новое правовое поле, и строиться судебная реформа.

Получение образования и специальности, как достойная цель, должны найти свое отражение в тарифной сетке, как достойная зарплата.

Приоритет здоровья людей, их устойчивое благосостояние, содержательный досуг должны стать формулой новых должностных инструкций чиновника.

Минимальная зарплата должна обеспечивать покрытие условно-постоянных расходов жизни гражданина, домовладения.

Если мы поймем, что ключ к реформам лежит через переоценку трудовых ресурсов, то следующим возникнет новый вопрос. Каким образом осуществлять эти изменения?

Характерной особенностью страны есть значительный удельный вес наемных работников, получающих минимальную зарплату и огромная разница между этой зарплатой и ее максимальными значениями.

Условно, перед реформаторами сразу формируются две версии: первая – постепенное поднятие минимального уровня зарплаты; вторая – уменьшение количества наемных рабочих, получающих минимальную зарплату.

Выбор между этими версиями принципиальный. В первом случае сразу возникают искушения компенсировать низкий темп роста зарплаты всевозможными субсидиями, льготами и преференциями – это уход от обозначенной идеологии реформ, экстенсивный вариант. Во втором случае, когда целью становится индивидуальный рост вознаграждения за труд, должны будут внедрены стимулирующие изменения в налогообложение, как работодателя, так и наемного работника.

Все складывается к тому, что власть выбрала первый вариант, который не связан с раскрепощением трудовых ресурсов и созданием предпосылок к динамичному социальному статусу наемного рабочего.

Сразу оговоримся: субсидии в экономике неизбежны. Но они должны быть смыслом выбора человека, а не осознания им безысходности собственного положения. Субсидия является эффективным социальным инструментом как дополнение к динамичному социальному статусу трудовых ресурсов. Но она не должна быть экономичным инструментом бизнеса, как обстоит дело сейчас у нас в стране.

Усовершенствование инструмента субсидий без системных изменений окажется все тем же наполнением старых коррупционных схем «бюджетной олигархии».

Мы должны понимать, что повышение (а не рост) цен и тарифов неизбежно и необходимо, ибо без него невозможна модернизация экономики, без него огромное количество насущных инноваций остаются невостребованными. Но такое повышение цен должно упреждаться поднятием зарплат и пенсий, тогда оно по существу не будет ростом. Иначе, мы получим шок без терапии.

Нужно осознавать, что любые льготы, субсидии и преференции – это средства из кармана потребителя, только его бюджетной составляющей. К тому же, они искажают мотивационную картину бизнеса. Вместо поиска новых идей, бизнес занимается поиском «нужных людей», которые «занимаются» субсидиями.

Если субсидии не обеспечены в качестве альтернативы возможностями динамичного социального статуса, то они приводят к закрепощению трудовых ресурсов.

Отраслевые субсидии и преференции, без последующей модернизации и улучшения качества трудовых ресурсов, в условиях монополизации влекут за собой образование «бюджетной олигархии». Главным источником приумножения ее капиталов становится присутствие во власти. Это создает предпосылки для возникновения территориально-отраслевого сепаратизма, пагубные последствия которого переживает Украина на востоке страны.

Мы должны понимать, что только там, где дорого стоит рабочая сила, там дорого оцениваются трудовые ресурсы, там появляется высокая ценность жизни человека, ценность его прав, которые больше нельзя будет купить за «килограмм гречки».

Без указанных изменений, мы никогда не вернем «заробітчан» и будем обречены на экспорт рабочей силы. Им всегда будет выгоднее работать «там». Работник за рубежом получает по сравнению с нашим двойное преимущество: во-первых, он там часто получает номинально более высокую зарплату, а во-вторых, из-за «кризисного» кросс-курса, в гривневом эквиваленте она становится для Украины «заоблачной».

В этих условиях предложения «администрировать» денежные потоки «заробітчан», обложить их налогом, противоречат идеологии динамичного социального статуса и являются примером отсутствия целостного представления о реформах. Да, такие меры временно могут пополнить бюджет и увеличить объем субсидирования. Но в перспективе они приведут к обратному – увеличению количества субсидируемых и уменьшению доходов в бюджет.

При недооцененных трудовых ресурсах мы никогда не решим вопрос быстрого роста ВВП. Стоимость трудовых ресурсов является неотъемлемой его составляющей. Поэтому, в принципе, вопрос увеличения темпов роста ВВП реален. Но для этого нужно трудовые ресурсы достойно дооценить, а валютный курс сделать адекватным.

Трудовые ресурсы – это такие же капиталы как заводы, фабрики, руда и уголь. Поэтому они требуют четкого институционального поля, без угроз рейдерских захватов или вынужденных банкротств в виде безработицы.

Трудовые ресурсы – это тот самый малый, средний и крупный бизнес, только в другом социальном статусе. Поэтому они заинтересованы в четких, прозрачных и однозначных «правилах игры», единых для всех, без исключений и изъятий. В правилах игры, которые дают основания для формирования ответственных прогнозов и построении обоснованной перспективы.

Трудовые ресурсы – это, в конце концов, потребители, которые обеспечивают спрос, а, следовательно, развитие и капиталов, и капиталистов.

22-photo-manipulation-photoshop-tutorialsПредпосылки реформ

Мы должны понять, что в соотношении супероснов «капиталы» — «капиталисты» — «потребители» формируется напряжение.

Капиталы, из-за социального популизма, искаженного льготами и преференциями спроса, развиваются гипертрофированно, они становятся дегенеративными, их составляющая, отражающая трудовые ресурсы, – слабая. Наукоемкие технологические производства деградируют, потому востребованы такие, где эксплуатируется дешевая рабочая сила. Это предпосылки кризиса.

Потребителя не устраивает низкая оценка его вклада как наемного работника в созданном ВВП, его невротизирует зависимость от дотаций и льгот, вместо достойной зарплаты и гарантированных прав. Это предпосылки социального напряжения.

Капиталистов административная система ценообразования дезориентирует, производственные риски, следовательно, растут, становятся непрогнозируемыми, а это обстоятельство компенсируется за счет низких зарплат. Риски ведения бизнеса покрываются за счет наемного работника. Это предпосылки конфликта.

Почему это происходит?

Так происходит потому, что основным олигархическим группам, которые сформировались в Украине, это не нужно.

Часть из нихэкспортеры, следовательно, внутренний спрос их не интересует, если безразлична страна, в которой они живут, потому что здесь не будут жить их дети. Для таких экспортеров интересен не внутренний спрос, а дешевая рабочая сила.

Еще одна группа олигарховимпортеры. Можно было бы предположить, что внутренний спрос будет интересовать их. Но они решают эти вопросы проще – через присутствие во власти. Недостаточную покупательную способность населения они компенсируют из бюджета через всевозможные льготы, субсидии и т. д.

Казалось бы, кто-кто, а аграрное лобби заинтересовано в высоких зарплатах населения, потому что это поднимает его покупательную способность. Это так на первый взгляд. Лобби на то оно и лобби, что решает вопрос через протекционизм, а не организацию производства. Наших аграрных баронов интересует не высокая цена внутри страны (за счет льгот и субсидий они ее имеют), их интересует валютная цена за границей! Поэтому дешевая рабочая сила тоже их интерес.

Но может выход все-таки есть, и достойная зарплата, высокая стоимость трудовых ресурсов является предметом особого внимания наших партий? Ответ на этот больной вопрос заключается в вопросе риторическом: «А какая из наших партий может похвастаться тем, что не имеет в своих рядах экспортеров, импортеров или представителей аграрного лобби?»

Наемные работники устали ждать ответственных шагов бизнеса, они уже не ждут от политиков обещанной Европы в Украине. В этих условиях они выбирают экспорт – экспорт труда. И прежде чем появятся «свои Форды» в Украине, они едут к «Фордам чужим».

21-photo-manipulation-photoshop-tutorialsРеформы – это экзистенциальный выбор

Когда мы говорим о трудовых ресурсах как содержании реформ, то это предполагает, что именно широкий диалог определит их новое качество – мощную переговорную силу.

Следствием реформ, проведенных в этой идеологии, должна стать установка, которую отразит новый общественный договор: «Неравенство выгодно всем». Но оно не должно оставаться фиксированным.

«Неравное всем равенство» провозгласил в свое время Григорий Сковорода. В его образе с «фонтаном изобилия» кувшины, которые стоят под фонтаном, – разные, но они равны в том, что все наполненные доверху.

Динамичный социальный статус трудовых ресурсов и предполагает, что каждый может выбрать себе «кувшин», который «сможет поднять», и он всегда будет полным, как и у всех.

Из истории хорошо известно, что в основе беспорядков и революций лежит ненавистный закрепощенный социальный статус трудовых ресурсов. И не только рабочих, но и капиталистов.

Когда-то в средневековой Англии чума, выкосив половину населения, разрушила фиксированный социальный статус крестьянина-виллана в его отношениях с владельцем земли. Это обеспечило стремительное развитие страны.

Если неудачно проведенные «реформы» зафиксируют социальный статус трудовых ресурсов, лишат их участников перспективы роста, то это чревато целым комплексом проблем во всех сферах жизни страны. И самой невинной из них будет тотальная эмиграция капиталов и рабочей силы: инициативной, образованной, профессиональной. В стране останется деморализованная часть населения, которая согласится на любые дальнейшие действия власти, но которая не способна будет их реализовать. Тогда о себе заявит другая ситуативная целесообразность – ужасная и неотвратима. Потому что целесообразность, которая обеспечивается деградацией и истощением трудовых ресурсов, – это целесообразность ада.

В картине, изображенной Сковородой, это будет означать, что к «фонтану изобилия» все будут приходить с одинаковыми кружками. И когда животворной влаги станет не хватать, то каждый начнет заглядывать в посуду соседу: «а не больше ли ему досталось, чем мне?» И никто! не будет думать, как увеличить количество воды или как найти новые источники. Тогда подозрения, ненависть и зависть заполонят все пространство общественного договора, и в страну придет беда и уныние. Человек окажется на грани распада нравственного мира. А с распадом, наступит время разночтений и разногласий в определении смысла понятий.

Мы стоим у его порога. В таких условиях возникает реальная угроза того, что кто-то навяжет свое чуждое представление о мере бытия и установках нравственного мира. Вероломная агрессия «русского мира» – зловещее тому подтверждение. Таким образом, становится очевидным, что вопрос оценки-недооценки качества трудовых ресурсов напрямую связан с вопросом обеспечения суверенитета страны.

Реформы должны быть «заточены» на этот вопрос: динамичный социальный статус должен стать концептом, базисом отсчета изменений во всех сферах – экономической, административной, общественной и бытовой.

В чем главный смысл идеологии динамичного социального статуса трудовых ресурсов? Формальное воплощение его, создаст предпосылки к изменениям неформальных, ментальных установок общественного договора.

Мы получим возможность реально осуществить переход от состояния «восторженного рабства» (соседи на востоке) к состоянию осознанной ответственности за свою судьбу, которая больше не будет складываться без нашего участия (соседи на западе).

32-photo-manipulation-photoshop-tutorials

P.S.

Одним из самых удручающих обстоятельств современной России есть наличие мощной интеллектуальной элиты, у которой очень низкая переговорная сила. Объяснением такого феномена может быть монополизация клептократией всех рентных потоков экономики и, как следствие, извращение смыслов и способов общественного диалога. Институты становятся декорацией.

Поэтому, для Украины задача демонополизации ее экономики есть наиважнейшей. Да, монополия является объективным самосогласованным результатом минимизации транзакционных издержек. Ее экономическая формула безукоризненна, особенно в условиях низкой корпоративной культуры, избирательности законодательной практики и отсутствии доверия. Но, негативные социальные последствия монополизации экономической жизни перекрывают любую минимизацию издержек на проведение транзакции. Общественный диалог в стране теряет палитру, из него уходят импровизации, он превращается в монолог с элементами диктата.

В качестве примера успешно проведенной демонополизации можно взять опыт столетней давности: политику президентов США – Теодора Рузвельта и Вудро Вильсона.

Продвижение реформ в Украине в верном направлении могло бы приобрести мощную общественную составляющую, если бы удалось уникальное волонтерское движение рекрутировать в новую систему-сеть по защите прав потребителей в самом широком смысле этого понятия – правовая, экономическая, профессиональная, экологическая, фармацевтическая, информационная, бытовая и т.д. защищенность. За основу можно было бы взять «многострадальную» сеть центров занятости, на базе которой можно было бы провести соответствующие обучения и тренинги и обеспечить дальнейшую работу. Это не должна быть сеть служащих, это должен быть сетевой институт гражданского общества.

От законодателя потребовалось бы определение статуса такой сети и его исполнителей, установление взаимных прав и источников финансирования по защищенным статьям бюджета, чтобы минимизировать зависимость новой сети от исполнительной власти и бизнеса. Различные фонды и гранты могли бы способствовать деятельности такой сети. Со значительной частью такой работы волонтеры могли бы справиться сами, как показал опыт последних лет. Они бы оперативно адаптировали передовой зарубежный опыт в этой сфере. Законодателю нужно было бы только легализовать их наработки.

ткачВалентин Ткач, Черновцы

07.11.15


В тему:

, ,
UkrNET - поисково-информационный ресурс