Владимир Зеленский — кандидат метамодерна. Или нет?

19.02.2019 1 By blacklight

Мы уже говорили о приходе эпохи метамодерна, и почему метамодернизм обессмыслит и уничтожит многие государства, включая современную Украину. Сегодня присмотримся к единственному кандидату, который хотя бы издалека похож на вестника новой эпохи. А вдруг он выведет нас из этой постмодернисткой жо… Кхм. Ну вы поняли.

Почему именно Зеленский

К сожалению, подопытного пришлось выбирать методом исключения. Реальных кандидатов на победу пока трое. И двое других никаких надежд вообще не подают.

Юлия Тимошенко — классический постмодернистский политик и даже хуже. Это постмодернизм в максимальном проявлении. Лозунги, смыслы, курсы и обещания Тимошенко не имеют с реальностью ничего общего. Цифры, заявления, обличения — всё это продукты исключительно игры ума и легко заменяются при необходимости. Тимошенко воспринимает всерьёз только сам факт обладания властью, а остальное, включая наши с вами ожидания и потребности, лишь тень на стене. С метамодерном эти жизненные установки не имеет ничего общего.

Пётр Порошенко мог бы стать героем этой статьи, так как действительно бодро начал в 2014 и многое сделал для объединения страны на уровне идей и самоощущения. Однако слил все достижения в унитаз в начале 2018 года, когда резко ударился в махровый модернизм с его примитивными ценностями. Потратить столько времени на то, чтобы сшить страну, а потом под выборы опять вытащить языковой вопрос — это не просто откат на сто лет назад, это ещё и свидетельство серьёзного кризиса идей у Порошенко. Он просто не знает, что делать дальше со страной.

Конечно, даже в рамках своего нового курса Порошенко добился определённых успехов. Томос в хозяйстве пригодится. Армия вообще святое, и «Стугны» в последнее время радуют количеством и эффективностью поражения (не только они). Но в контексте надвигающихся перемен эти достижения всё равно что «больной перед смертью потел» из знаменитого анекдота. Потому что модернистское государство, которое придумал строить Пётр Алексеевич, в новой эпохе может только героически погибнуть.А пафосная фиксация курса Украины «на Европу» (на какую из?) не даёт главного ответа: доживёт ли сам Евросоюз до 2024 года, в каком виде, и какие идеи к тому времени будут считаться европейскими.

Поэтому Порошенко не герой этого материала.

Почему Зеленский — это метамодерн

Есть несколько причин, которые выгодно отличают Зеленского и обуславливают его высокий рейтинг, ведь общество инстинктивно чувствует метамодернистский тренд и формирует запросы. Все причины считать (и не считать) Зеленского метамодернистом отражены в его программе, поэтому давайте почитаем.

  • Зеленский последовательно проговаривает, что государство должно занимать подчиненное положение по отношению к гражданам.Так, действительно, должно быть, ведь классическое государство больше не эффективно.
  • Зеленский декларирует президентскую власть не как фетиш, а как определённый инструмент с коротким сроком годности. Он публично обещает не идти на второй срок, и это тоже вполне в духе со временем. Бессмертные путины, меркели, брежневы точно не про будущее. Будущее — за институтами.
  • Зеленский тонко чувствует страну, эпоху и украинский народ, поэтому понимает, чего мы хотим и как себя продать. Поэтому его кампания принципиально отличается от остальных. Другие политики снимают пафосные ролики и за тонны денег пропихивают их в ТВ и Интернет (плюс, расходы на «чёрный пиар»). Зеленский хайпит с собственных передач, зарабатывая на собственной кампании. В новых медиа он чувствует себя, как рыба в воде, и это важный показатель адекватности человека эпохе.
  • Создание «команды Зе!»: сетевого объединения поклонников кандидата, которые выступают в качестве добровольных агитаторов в Интернете, а под выборы станут наблюдателями и пополнят кадровый состав штабов. Другим кандидатам за подобные услуги приходится платить, поскольку деньги — единственное, что они могут предложить. Зеленский расплачивается смыслами, которые генерирует.
  • Реформы Зеленского больше относятся к «негативному» разделу, но дать возможность народу выбирать мировых судей, открыть рынок земли и ввести налог на выведенный капитал — здравые шаги, которые ослабят коррупционные механизмы старого государства с его фальшивой «заботой». Сюда же отнесём обещание отобрать у СБУ право расследовать экономические преступления. Чувство курса у Зеленского правильное.

Почему Зеленский — не метамодерн

Бом-бом, Золушка, часы пробили двенадцать, и кандидат Зеленский из принца метамодернизма превращается…

  • Большая часть реформ от Зеленскогобессмысленный популизм, вроде снятия неприкосновенности (кто за это проголосует?). Есть безумные фантазии об экономическом паспорте украинца.Обещания вещей, которые уже сделаны другими. Алло, суд присяжных начал функционировать ещё в 2012 — как это вообще попало в документ!?Для настоящего политика метамодерна такая программа недопустима.
  • Зеленский не понимает феномена «новой искренности».В историях с оффшором и поздравлением он пытался крутить-мутить в духе старых политиков. Это чревато даже не падением рейтингов, а разрывом контакта с аудиторией. Без этой интимной близости Зеленский начинает слегка смахивать на Тимошенко, а нам и одной много.
  • В кампании Зеленского слишком сильный акцент на личности. Блог, передачи «Квартала» — ещё понятно, специфика жанра. Но вся первая страница предвыборной программы Зеленского —красивый мечтательный портрет в профиль. Вторая страница —бессмысленный слоган. Это лишь подчёркивает пустоту вокруг кандидата…
  • Отношения «командыЗе!» со своим «Зе» исключительно односторонние. Люди получают задания лайкнуть что-то, распространить, закрыть мелкую точечную вакансию. Команда не общается между собой, не может повлиять на кандидата, не может создать собственные смыслы. Это в корне противоречит горизонтальным связям метамодерна, которые обязаны быть взаимными и постоянно усложняющимися. По сути, Зеленский создал микроскоп (молодец!) и теперь забивает им гвозди в условиях кадрового голода.

Главное противоречие Зеленского и Украины

Поход Зеленского на президентские выборы больше похож на рекламную кампанию своей партии «Слуга народа» и тренировку перед парламентскими выборами. Это объясняет поздний старт кампании, сырость программы, кадровый голод. Реальная цель Зеленского — провести в Раду «Слугу». И тут между блистательным «Зе» и Украиной возникает ключевое противоречие.

Порохоботы могут вопить сколько угодно, но президент Зеленский не катастрофа. В Украине президент — не царь и не бог, ему не нужно приколачивать к дереву каждый скворечник. Президент Украины — символ, визионер. И кандидат Зеленский действительно может стать хорошим визионером эпохи метамодерна. Есть ещё над чем поработать, но всё реально. Однако… непохоже, чтобы Зеленскому это было нужно.

Что реально надо Зеленскому — «Слуга народа» в Раде— вообще не нужно Украине. Потому что депутаты должны гореть идеями, писать законы, голосовать. А для этого у партии должна быть Программа. Не набор пожеланий «за всё хорошее», а реальные убеждения и реальные механизмы реализации. Чтобы пять страниц на каждый пункт и год внутрипартийной полемики. У Зеленского такой программы нет, и всё идёт к тому, что «Слуга народа» окажется очередной партией бессмысленных болтунов, популистов и «решал». Таких партий нам хватает и без Зеленского.

Тихо грає музика, приємний голос співа «Яблучко»

Жизнь сложнее учебника, поэтому в ней нельзя распределить кандидатов налево-направо по цивилизационному признаку. Владимир Зеленский лишь первая робкая попытка метамодерна проявить себя в Украине, и, разумеется, не вполне удачная. Как эволюционировавший наполовину динозавр. А восторженная реакция общества даже на такую «демоверсию» свидетельствует о том, что украинское общество разделяет ценности метамодерна. Осталось найти Украине подходящих лидеров.

О шансах Зеленского куда-то избраться хочется говорить во вторую очередь, так как для Украины важно поменять не человека в кресле, а сменить сам принцип отношений.

Однако мысль о конфликте интересов Зеленского с Украиной можно развить. Шансы на победу у него есть и достаточно высокие. Однако Зеленскийслишком долго тянул резину, и теперь ему нужно определяться, чего он действительно хочет от Украины и чем готов пожертвовать. Стать президентом и создать НОРМАЛЬНУЮ партию он уже не успевает. Следовательно, у Зеленского с Украиной возникает конфликт интересов, который обе стороны должны осознать и как-то решить. Иначе вместо метамодернизма получится привычный вертеп, как у других кандидатов. Как по мне, потенциал украинского политического спектакля исчерпал себя ещё в 1919 году, и пьесу пора менять.

Стране нужно двигаться вперёд, иначе столетие гибели УНР окажется чересчур символичным…

Денис Скорбилин

Больше о новой реальности на его Channel Next


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: