Сумская область – Украина-Русь подлинная и прекрасная

ЧернецкийЮрий ЧЕРНЕЦКИЙ, автор 8 книг, включая научно-популярный справочник «Украина. История, природа, искусство» (на украинском языке; Харьков, 2009)

Дарю этот скромный путевой очерк замечательным женщинам Украины – «празднику, который всегда с нами», возвышает и одухотворяет нашу страну.

Любіть Україну у сні й наяву,
вишневу свою Україну,
красу її, вічно живу і нову,
і мову її солов’їну.

           В. СОСЮРА 

Любите жизнь, покуда живы.
Меж ней и смертью только миг.
А там не будет ни крапивы,
Ни роз, ни пепельниц, ни книг.

           С. МАРШАК

Придёт мир. И желающим убедиться, что «провинция» Украины является богатейшей сокровищницей не только природных, но и архитектурных чудес, рекомендую совершить путешествие по Сумской области. Тем, кто привык получать подробные указания, предлагаю вооружиться, например, путеводителем А. Ивченко «Вся Украина». Хорошо бы оседлать собственного стального коня. И – в путь!

Не стану уделять повышенное внимание бытовым подробностям. Относительно дорог скажу только, что они – по скромным отечественным меркам – в описываемой части Сумской области довольно пристойные. Что касается жилья, то расценки в гостиницах – по непристойным меркам «мегаполисов» – весьма умеренные. А желающие сэкономить вполне могут прихватить палатку. Ну, и поесть в украинской провинции до недавних пор можно было и, надеюсь, скоро опять можно будет очень здорово, причём без смертельного удара по кошельку. Этим и ограничусь.

Чтобы сориентировать читателей в истории с географией, скажу, что мы с женой Татьяной выехали в середине одного прекрасного августа (ведь зрелая весна, роскошное лето и сохраняющая лиственный наряд осень в нашей стране неизменно прекрасны!), несколько лет тому назад, из исторической столицы Слободской Украины – Харькова – и пустились в путь по территории Слобожанщины, к которой относятся посещённые нами в первый день Ахтырка, Тростянец и Сумы. А едущие со стороны Новгорода-Северского могут двигаться по этому маршруту, так сказать, в обратном направлении, начиная со старинного, прекрасного, мудрого города Глухова, который, поверьте, с неприглядным щедринским Глуповым роднит только созвучное название.

Ахтырка

Покровский собор в Ахтырке

Покровский собор в Ахтырке. Архитекторы В. Растрелли, С. Дудинский, Д. Ухтомский. 1753–1768.

Украина с самого начала в главных проявлениях своей возрождающейся государственности, материальной и духовной культуры выступала вместе с Беларусью и Московией-Россией как прямая наследница Киевской Руси. Так и Ахтырка возникла в 1641 году на месте древнерусского «городища», то есть остатков укреплённого поселения. Её основали крестьяне и козаки, перебравшиеся сюда с Правобережной Украины. А уже в середине XVII века Ахтырка перешла от Речи Посполитой к Московскому царству. К 1658 году она стала козацким полковым центром, что в то время определяло высокий, престижный статус поселения, а в 1703 году получила городские права. Лишь с 1765 года, когда было ликвидировано городское самоуправление в Слободской Украине, Ахтырка, подобно Сумам и другим городам, утратившим статус полкового центра, начала постепенно отставать от набиравшего мощь губернского центра – Харькова.

Впрочем, мой родной город ушёл, так сказать, в далёкий отрыв от соседей только с созданием в 1804 году прославленного Харьковского университета – первого на территории российской Украины. Всё-таки неправо было искренне нами, харьковчанами, любимое «солнце русской поэзии», его не пожалевшее именно ради красного словца, написав в своём «Путешествии в Арзрум»: «Мне предстоял путь через Курск и Харьков; но я своротил на прямую тифлисскую дорогу, жертвуя хорошим обедом в курском трактире (что не безделица в наших путешествиях) и не любопытствуя посетить Харьковский университет, который не стоит курской ресторации». Как бы в ответ на эту реплику наш университет подарил миру русской (и украинской) культуры одного из основоположников научного славяноведения Измаила Срезневского, выдающегося историка Николая Костомарова, замечательного исследователя словесности, фольклора, этнографии, общего языкознания, фонетики, грамматики и семасиологии славянских языков Александра Потебню, немало других светил. Так что имеем основания парировать выпад гения его же знаменитыми словами:

Защитник вольности и прав
В сём случае совсем неправ.

Вернёмся к описанию Ахтырки. Доставшиеся в наследство от периода расцвета красивейшие строения сосредоточены в центре города, на очень небольшом расстоянии друг от друга. Одной из драгоценных жемчужин украинского барокко является Покровский собор (1753–1768), к созданию проекта которого приложил руку великий В. Растрелли. Полноправными соавторами гениального русского итальянца стали отечественные зодчие – архитекторы строительства С. Дудинский и Д. Ухтомский. В двух десятках метров от главного входа в собор расположена Введенская церковь (1774–1783) – творение замечательного харьковского зодчего П. Ярославского. Это чрезвычайно сложное и эффектное сооружение выполнено уже в стиле классицизма, пришедшего на смену барокко. Неподалёку также в стиле классицизма была возведена прекрасная Христорождественская церковь (1825). Несколько омрачает восприятие тот факт, что обе церкви просто-таки вопиют о необходимости реставрации. Хорошо хоть, что не забыт и не заброшен собор, в чём могут убедиться читатели, «прибыв на место». Ведь его наличие, несомненно, выдвигает архитектурное наследие Ахтырки в число перворазрядных.

Жизненный путь Растрелли отнюдь не на всём протяжении был усыпан цветами признания. Однако это ли главное? Не знаю почему, но именно после посещения Ахтырки мне удалось сформулировать извлечённые из размышлений над судьбой одного из гениальных зодчих Санкт-Петербурга уроки.

Биография и Судьба

Растрелли выпихнули в отставку в 1763 году. После этого до конца жизни Мастер, покинув Российскую империю, скитался по Европе. Где к нему пришла смерть, неизвестно. А творения, принёсшие бессмертие, были созданы на Руси – земле легкомысленно-талантливого народа и заносчиво-бездарных правителей.

Исторический факт

Факелы вдохновения давным-давно отгорели,
угасли в санкт-петербургской земной и небесной воде…
Сын прекрасной Флоренции Варфоломей Растрелли –
великий зодчий России – умер неведомо где. 

Впрочем, и в лучшем случае, со всеми его дарами,
людская жизнь завершается, как правило, не без обид.
Но это ещё не трагедия, это всего лишь драма,
покуда светло и празднично Зимний дворец стоит. 

России и человечеству был он Растрелли подарен,
пребудет его сиянием Русь неизменно горда.
Отечественного зодчества, ну, скажем, Юрий Гагарин, –
вот кем его создатель останется навсегда!

Тростянец

Стены и башня «Круглого двора» в Тростянце. 1749

Стены и башня «Круглого двора» в Тростянце. 1749 (с перестройками начала XIX в.).

Этот город расположен в двух с половиной десятках километров к северу от Ахтырки. На его территории открыты несколько городищ и курган-могильник восточнославянского племени северян, датируемые VII–X веками. А современный Тростянец был основан в середине XVII века, подобно Ахтырке и Сумам, переселенцами с Правобережной Украины. В 1720 году Пётр I подарил его своему духовнику Тимофею Надаржинскому, сыновья которого в 1749 году построили в имении так называемый «Круглый двор». Это чуть ли не единственное сооружение такого рода на территории Украины, сохранившееся до наших дней. Его пространство использовалось для хозяйственных нужд, как конный манеж и в качестве театральной сцены на открытом воздухе, на которой давались балетные и цирковые представления.

Оттуда же, из середины XVIII века дошли до нас прекрасная Благовещенская церковь (кстати, в путеводителе А. Ивченко она, видимо, по недосмотру перепутана с другой здешней, также эффектной Вознесенской церковью, возведённой в 1905–1913 годах по проекту выдающегося харьковского архитектора А. Бекетова в русско-византийском стиле и с тех пор именно что возносящейся ввысь на въезде в Тростянец с юга) и весьма привлекательный господский дом (последний, правда, с достройками и перестройками середины XIX века).

В Тростянецком дендропарке «Нескучное».

В Тростянецком дендропарке «Нескучное».

В конце XVIII века имение переходит в собственность князей Голицыных, которые дали ему название «Нескучное». Новые хозяева на берегу пруда заложили парк. Сейчас площадь удивительно живописного Тростянецкого дендропарка – волшебного леса, раскинувшегося над романтичными Нескучанскими озёрами, которые в 1864 году питали творческий гений жившего в имении П. Чайковского, – составляет 256 гектаров. Приехав в Тростянец, не поленитесь обойти вокруг цепочки озёр, постоять перед руинами созданного в начале XIX века «Грота нимф», ощутить величие природы под густой сенью прекрасных дерёв, возраст которых составляет несколько десятилетий, а то и столетий. Лишь после этого продолжайте путь дальше на север, к областному центру.

Сумы 

Читатели уже не удивятся, узнав, что на месте, где расположены нынешние Сумы, во времена Киевской Руси также был город. Отличие состоит в том, что известно его название: Липенск. Современные же Сумы основаны в 1652 году. Шесть лет спустя, после завершения строительства крепости, город стал полковым центром. Тогда гарнизону и прочим жителям пришлось в период до конца XVII века неоднократно отбивать набеги татар, причём, в отличие от ахтырских, сумские укрепления остались неприступными.

В начале XVIII века в Сумах была возведена Воскресенская церковь (ныне собор) – одна из подлинных жемчужин украинского барокко. Пример бережного отношения к исторической памяти и культурному наследию показали наши зодчие, которые через два столетия, в начале ХХ века, но в том же стиле построили колокольню, идеально с церковью гармонирующую. Весомым пополнением архитектурной сокровищницы города стал возведённый неподалеку в последней четверти XVIII века Спасо-Преображенский собор с 56-тиметровой колокольней, в котором удивительным образом сочетаются элементы ренессанса, барокко и классицизма.

В конце XVIII – начале XIX века Сумы были украшены многочисленными административными и жилыми зданиями, сооружёнными по проектам талантливых слобожанских зодчих А. Палицына и П. Ярославского. Наконец, не пропустите ни в коем случае находящуюся несколько в стороне от городского центра Троицкую церковь, ныне также обретшую статус собора, которую возвёл в 1901–1914 годах замечательный местный зодчий К. Шольц при участии сына, Г. Шольца. Это захватывающее дух строение является одним из ярчайших образцов храмовой архитектуры Украины.

После этого можете с чистой совестью ехать из Сум в северо-западном направлении. Ваш путь проляжет через Белополье – родину А. Макаренко. Если будет в запасе хоть немного времени, есть смысл посетить музей выдающегося педагога и писателя.

Путивль

Для меня здесь отчётливо звучит доносящийся не из страшной, но просветлённо-героической, оптимистически-трагедийной первой, а из сумеречной пессимистически-трагедийной второй половины 40-х годов прошлого века неповторимый глуховатый голос бесшабашно-мудрого Бориса Чичибабина, во время создания цитируемого стихотворения – совсем молодого:

Кончусь, останусь жив ли, –
чем зарастёт провал?
В Игоревом Путивле
выгорела трава.

Основанный ещё в Х веке, свидетельством чего является городище северян, Путивль во времена Киевской Руси был известнейшим и влиятельнейшим среди городов, расположенных на территории нынешнего Сумского региона. Однако из памятников архитектуры древнерусской эпохи дошли до нас – увы! – лишь остатки каменного храма, от которого двинулось в легендарный поход войско новгород-северского князя Игоря Святославича. А стена, с которой обращала к небу плач великая русская жена, вошедшая в отечественную историко-поэтическую традицию под именем Ярославны (которое на самом деле, как все мы знаем, является отчеством), давно канула в небытие.

С середины XIII века Путивль, как и все земли нынешней Сумской области, зависел от Золотой Орды. В 1356 году он отошёл к Великому княжеству Литовскому (на тот момент – и Русскому!). А спустя без малого полтора столетия, в 1500 году, город оказался в составе другого русского государственного образования – Московии, будущей России. Через Путивль издавна проходил торговый путь, который связывал Московскую Русь со «второй Русью», оказавшейся под властью Литвы и Польши. Благодаря этому город до XVIII века включительно был важным торгово-экономическим центром, а с середины XVI столетия некоторое время к тому же играл заметную военно-политическую роль, являясь одним из шестнадцати городов, которые формировали передовую линию укреплений на южной границе Московского государства. Добавлю, что в начале 1605 года после поражения под Добрыничами именно в Путивле укрылся Лжедмитрий I с немногими оставшимися сторонниками, а годом позже снова в Путивле взяла начало крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова.

От «золотого века» в наследство сегодняшнему Путивлю достался изумительный, праздничный ансамбль Молчанского монастыря, сложившийся на протяжении XVII–XIX столетий. Господи, какая красота! Если вы её ещё не видели, непременно поезжайте в Путивль. А если раз увидели – обязательно сюда вернётесь. К тому же ваш взгляд и душу порадуют надвратная церковь-колокольня и собор Святодуховского девичьего монастыря (XVII – начало XVIII в.) и возведённая на средства жителей города церковь Николая Козацкого (1735–1737), которая среди путивльских строений того периода в наибольшей степени воплощает традиции именно украинского зодчества, в отличие от московского.

Неподалёку от Путивля находится знаменитый Спадщанский лес. Дорогие соотечественники – жители воспетой Чеховым южной Степи, никогда не бывавшие на украинском Севере, пожалуйста, без обид! Позвольте обратиться к вам с перефразированными гоголевскими словами: «Знаете ли вы украинский лес? Нет, вы не знаете украинского леса!» Так что поскорее посетите грандиозный Спадщанский лес, и я немедленно с большим удовольствием заберу свои слова обратно.

Переехав (или пройдя!) через Спадщанский лес, попадёте на мемориальный комплекс, посвящённый воинам, которые внесли поистине огромный вклад в Победу над нацизмом и фашизмом. Вообще, отдавая, наконец, должное героям УПА, ни в коем случае нельзя впадать в другую крайность: забывать о подвиге более чем 9 миллионов граждан Украины, сражавшихся в составе советских Вооружённых Сил. Среди них – о тех украинцах и представителях других республик СССР, кто под командованием легендарного Сидора Ковпака совершил величайшую операцию партизанской войны всех времён и народов – рейд «от Путивля до Карпат». Не должна межеумочная путинская болтовня о том, что Россия и сама, мол, одержала бы победу, затмевать величие складывавшегося тогда, вопреки кошмару сталинщины, единения народов – воистину «ради жизни на земле»… Ну, а мемориал – здорово, что он обогащается новыми компонентами: недавно в его рамках была развёрнута выставка военной техники, как периода той Великой Отечественной, так и нашего времени.

Возвращайтесь в Путивль и – на север! Там вас ждут новые чудеса.

Глухов

Первое письменное упоминание о Глухове датируется 1152 годом. Позднее, во второй половине XIII – на протяжении XIV веков, он был центром Глуховского княжества. Однако звёздный час города пришёлся на эпоху Гетманщины. С 1648 года Глухов был сотенным центром Нежинского полка. Именно здесь в 1669 году избрали гетманом Демьяна Многогрешного, который, как мне уже приходилось отмечать, заслуживает нашего уважения хотя бы потому, что всячески стремился проводить политику, направленную на защиту интересов Украины. И порой небезуспешно. Например, именно этот государственный деятель добился того, чтобы Киев, вопреки условиям Андрусовского перемирия 1667 года, и после 1670 года оставался вместе с Левобережной Украиной в составе Московского царства. С 1708 по 1722 год (при Иване Скоропадском) и с 1727 по 1734 год (при Данииле Апостоле) Глухов был гетманской столицей. Именно в Глухове в 1750 году состоялась рада козацкой старшины, на которой избрали последнего гетмана Левобережной Украины Кирилла Разумовского; он, правда, своей резиденцией сделал Батурин (ныне относящийся к Черниговской области).

Интересно, что в Глухове середины XVIII века в течение непродолжительного отрезка времени родились два выдающихся композитора: Максим Березовский – в 1745 году, Дмитрий Бортнянский – в 1751 году. Конечно, раскрытию их дарований немало поспособствовало то, что в городе на протяжении четверти столетия работала первая в Российской империи школа подготовки певцов и музыкантов для придворного хора и оркестра. Нам, сегодняшним, урок: если хотим достичь чего-то путного, следует прежде всего вкладывать средства в функционирование и развитие системы образования. Однако я уверен, что на творческий взлёт двух упомянутых сыновей не в последнюю очередь повлияла и добрая магия глуховской земли, благоприятная духовная атмосфера города.

Что касается памятников архитектуры, то страшный пожар 1748 года уничтожил почти всё ценное, созданное в Глухове до тех пор. К превеликому счастью, сохранилась возведённая зодчим М. Ефимовым в стиле «козацкого барокко» Николаевская церковь (1693–1695), которую знатоки относят к числу жемчужин украинской архитектуры того периода. А с середины XVIII века Глухов застраивался под руководством выдающегося зодчего А. Квасова – одного из творцов архитектурного величия Санкт-Петербурга. (Кстати, хочу повиниться: во время написания книги «Украина. История, природа, искусство» меня, как говорят, перемкнуло, и я упорно именовал Андрея Васильевича Квасова – Александром. Прошу у него и у читателей прощения! Во второе издание обязательно внесу исправления.) В 1765 году этот архитектор возвёл удивительно гармоничную, радующую самый взыскательный глаз Преображенскую церковь. Годом позже Глухов украсили впоследствии буквально выкопанные из-под земли (это отдельная история) другим замечательным архитектором – А. Карташевским – роскошные Киевские ворота, которым присуща стилистика перехода от барокко к классицизму.

В конце XIX века в сокровищницу города добавился ещё один шедевр – Трёх-Анастасьевская церковь (1884–1893), построенная зодчим А. Гуном по плану, составленному другим известным архитектором В. Гани. Мемориальная доска с гордостью гласит, что храм расписали художники академики Сведомские, Пимоненко, Верещагин и Журавлёв. Полюбоваться великолепной панорамой Глухова и окрестностей можно с построенной в форме булавы водонапорной башни начала XX века, которая находится на самой высокой точке города и, к радости его гостей, работает как смотровая площадка.

Завершая очерк, скажу, что в Сумской области как инструменты общения почти одинаково интенсивно используются и украинский, и русский языки. Это не реклама чего-то там, а реальность. От себя же хочу добавить следующее. По слову великого Гоголя, «две души живут во мне», как и во многих миллионах украинцев прошлого и наших дней. Причём тоже самых «настоящих украинцев»! Здесь нет раздвоения личности: украинское и общерусское начала органично формируют целостность наших душ, каковы они есть. Других нам не надо. И очень важно, чтобы в обществе, несмотря ни на что, сохранялось уважительное отношение ко всем языкам, начиная с государственного, и ко всем национальным традициям. Этим нехитрым призывом и завершу рассказ о славном городе Глухове.

Вместо заключения

И всё же, проявляя «последовательную непоследовательность» (так называется одно из моих стихотворений), хочу завершить этот очерк на первом родном языке. Граждане Украины – все поймут сказанное. А другие читатели, пока украинским не владеющие, получат возможность начать изучение волшебного языка свободолюбивой, демократичной, доброжелательной и – будем надеяться – в близкой перспективе успешной европейской Нации. Слава Украине! 

Глухів

Хтось надто зарозумілий, а хтось розкидається грішми,
нехтуючи засудженням з боку бідних краян…
У Глухові відчуваєш, що, власне, ми всі многогрішні –
не тільки не гірший з гетьманів Многогрішний Дем’ян. 

Державності української чимось на кшталт форпосту
був Глухів у першій третині століття – дитини Петра.
Герой Іван Скоропадський, розумник Данило Апостол
трималися, щоб пробудилася «нещастю вірна сестра». 

Вали і браму фортечну, щоб відбити навалу
орди будь-якої нової, у Глухові потім звели.
І Квасов з іншими зодчими невтомно весь час будували
церкви ошатно-святкові – розрадники-куполи. 

Доволі демократичним, не тільки пихато-панським,
був Глухів, судячи з того, що тут народились удвох
світлий Максим Березовський із світлим Дмитром Бортнянським.
Можливе таке, якщо музика звучить у душі багатьох. 

Зізнаюся, довго думав, чим цей вірш закінчити.
Втомився й завершу просто, а думання перерву:
у славному місті Глухові зростають держави діти,
отже, надію маємо на музику на нову. 

ВІДРОДЖЕННЯ УКРАЇНСЬКОЇ ІСТОРІЇ

А що воно таке — середньовіччя?
Це — смерть НАРОДУ дивиться у вічі,
це — чорна завойовників орда
й Русь-мати Ярославною рида…

А що вони являють — Води Сині?
Це натяк на МОЖЛИВЕ воскресіння,
спасіння всенародної душі
від тих, що — думали — навік прийшли…

А що він є — вірш історіософський?
Це Конотоп і СПРАВЖНІЙ наш Виговський,
не зрадник, хоч далеко не святий,
і — ПЕРЕМОЖНИЙ ЗНОВ НАРЕШТІ — бій!

25.03.15

НАРЕШТІ

(Децима про викрутаси історичної пам’яті на прикладі одного персонажа)

Сенс історизму я зумів
збагнути: у постійних війнах
постійних не було «братів»
і не було «катів» постійних.
Історія сьогодні та ж,
сусіда, як колись, лютує…
Але ТЕПЕР Виговський — НАШ;
його не згадуючи всує,
все ж пам’ятаймо КОНОТОП,
долати «меншовартість» щоб!

29.03.15

все фото сделаны Татьяной ЧЕРНЕЦКОЙ


В тему:

,
UkrNET - поисково-информационный ресурс