Шлем России: разбираем Российскую Федерацию по старой книжке Пелевина

12.02.2020 0 By Shadowdancerrr

Основная эмоция современных русско-украинских отношений — разочарование. Мы в них. Они в нас. Если с российской стороны разочарование идёт по линии межличностного общения («неправильные родственники не хотят любить Путина»), с Украиной ситуация иная. Наши разочарования лежат в медийной плоскости.

Наше общество раз за разом находит «не таких россиян», возводит их на пьедестал, а потом с ужасом разочаровывается. Ах, Навальный не хочет отдавать Крым! Ох, русские рэперы поддерживают донецких боевиков! А-а-а-а, дьяку Кураеву чего-то там не понравилось в делах церковных!

арусель горит

Эта карусель страданий крутится уже лет шесть. То Познер что-то сказанёт, то Дмитрий Быков брякнет, то ещё кто-нибудь. Каждый раз одно и то же. Мы, украинцы, всё это зачем-то смотрим (часто — прямо на российских телеканалах), потом возмущаемся и долго болезненно рефлексируем.

Разобраться в механизме этой карусели нетрудно, благо есть мощный культурный ключ-дешифратор. Если вы овладеете методой, то перестанете разочаровываться, и у вас всегда будет хорошее настроение.

Стоит попытаться!

Шлем Ужаса

Механизм функционирования современной нам России полностью описан в малоизвестном произведении Виктора Пелевина «Шлем ужаса». Оно не слишком популярно, «знатоками» считается проходной работой. Однако на самом деле «Шлем ужаса» — чуть ли не самое важное, что написал Виктор Олегович.

Сюжет простой: группа ранее незнакомых людей просыпается в небольших изолированных комнатках. Как они оказались здесь, никто не помнит. Из средств связи — только компьютеры в каждой комнате, и общий чат на всех пленников. Через чат они знакомятся друг с другом, сближаются и постепенно разбираются, откуда они, и что происходит. Вся книга — логи чата этих людей, которые мы с вами читаем.  Просто буквы на экране, которым можно верить, а можно и нет.

Это не литературная рецензия, а разбор устройства современной России. Поэтому без жалости раскрываю задумку автора. Никаких людей на самом деле нет. Всё, что мы читаем — это наведённый на читателя морок, призванный удерживать в плену сюжета как можно дольше.

Каждый человек из этого чата оказывается деталью специфического прибора, который называется «Шлем ужаса». Этих людей не существует, а весь текст создан только для того, чтобы обмануть читателя (вас) и заставить читать и перечитывать это произведение.

Потому что пока мы читаем и осмысляем написанное — персонажи живут, конструкт Шлема ужаса ненадолго становится реальным и в его жилах бежит кровь (ваша).

Книга или жизнь

Если всё-таки решите прочитать «Шлем ужаса», будете шокированы, как метко Пелевин описал окружающую его Россию, и как мало изменилось в ней за минувшие 15 лет. Это проговаривается открыто и закладывается между строк, в несколько слоёв. Практически каждый диалог, каждая сцена работает на раскрытие одного из аспектов российского бытия. Перечислять все не будем, возьмём только самое важное.

Российская Федерация в книге предстаёт сгоревшим домом, в котором поверх закопченных стен сделали лёгкий косметический ремонт и теперь выдают за новодел.

Пелевин Шлем Ужаса

Всё настоящее и будущее России добывается из прошлого после правильного перемешивания и искусственного обогащения. Мы всё ещё говорим о книге? Или уже про «Юнармии», государственную политику эксплуатации советского, белогвардейского и царского мифов одновременно? Обсуждаем Пелевина или атомное православие? Писательское попадание оказалось очень точным и касается всех, кто живёт сейчас в РФ. Даже Дмитрий Быков, понимающий механизмы функционирования России, все разборы современных книг сводит к оде о гениальной советской литературе. То есть, тоже живёт прошлым. Как и современное российское книгоиздание, где один из самых популярных жанров — истории о путешественниках во времени, которые попадают к Сталину и помогают тому завоевать Великобританию.

Прошлое, всюду прошлое. Без малейшего проблеска надежды.

Шлем России

В романе «Шлем Ужаса» есть персонажи, причастные к функционированию современной России. Через них Пелевин также проводит параллели между своей умозрительной конструкцией и современной Российской Федерацией. Государством достаточно иллюзорным (нефть и газ реальны, остальное — по обстоятельствам), но крепко оболванившим 140 миллионов крепостных шлемелей (термин из книжки). Куча российских телеканалов забивают мозги дорогим россиянам интерпретациями реальности. Правдивой версии нет, но ложь — на любой вкус, цвет, манию и фобию.

Главная задача этого кремлёвского казино заключается в том, чтобы россиянин сидел перед телевизором/радио/Интернетом и впитывал потоки противоречивой скандальной информации. Сидел тихонько, не бунтовал, и ежедневно совершал интересные открытия.

О-о-о, так это рептилоиды украли мои денежки! А-а-а-а, так это евреи украли мои денежки! Американцы! Украинцы! ЛУКАШЕНКО!!!

Лукашенко придумал налог на транзит российской нефти

Эту же технологию Россия успешно экспортирует в мир. В первую очередь, благодаря развитой системе иновещания. Но не только. В Украине союзником Кремля стала наша готовность потреблять абсолютно любые инфоповоды из России и эмоционально на них реагировать.

Мы зачем-то продолжаем следить за тем, кто и что скажет по ту сторону границы. Обижаемся. Репостим. При этом часто ставим знак «минус», мол, посмотрите, какие они идиоты и негодяи. Но этим лишь сильнее нахлобучиваем себе на голову Шлем Ужаса России. Потому что негодяи не идиоты. Они понимают, что неважно, любим мы их или нет, смеёмся над ними или уважаем. Пока мы смотрим и испытываем эмоции, мы остаёмся в плену кремлёвских кукловодов. Остаёмся их аудиторией. Работать с аудиторией, они умеют.

Заговор или «так вышло»?

На самом деле, никакого заговора нет. Многие «не такие» россияне действительно обычные люди, со своими мыслями и искренними убеждениями. Сегодня такой человек так думает и так говорит, а завтра передумал и сказал этак. Это нормальный процесс эволюции личности. Но какая именно фраза попадёт в новости/блоги/эфиры — решает выпускающий редактор. Вот почему нужный Кремлю эффект от передачи новостей будет соблюдён всегда, если мы продолжаем смотреть их новости. Они всегда найдут, чем нас подразнить, нащупают болевую точку.

Ещё нужно принять во внимание, что у современного русского народа есть одна интересная особенность. Дело в том, что поскольку Российская Федерация — первоклассная постмодернистская страна, в ней многое не всерьёз. Люди бьют кулаками в грудь, клянутся в верности идеалам, а через годик смотришь, а человечек уже в противоположном лагере. Или на оба сразу трудится, пот со лба вытирает.

Убеждения и принципы для современных россиян — это такая игра. Немножко с собой, немножко с другими. Бесполезно разбираться, кто реальный агент Кремля, кто просто ищет себя или зарабатывает деньги. Все эти люди для нас одинаково непонятны и дело, я подчёркиваю, не в языках, а в мировоззрении.

Кристина Потупчик была пионервожатой путинских пионеров. Была-была и бац — теперь поищите большего оппозиционера, чем Потупчик.

В России неожиданно умер одиозный религиозный пропагандист Всеволод Чаплин

Путинский православный мракобес Чаплин после смерти оказался милейшим человеком: писал фантастические рассказы под псевдонимом, печатался вместе с «не таким» писателем Леонидом Кагановым, и тот, кстати, считает такое соседство в сборнике нормальным. Оба просто сложные противоречивые фигуры, мы должны понять и простить. Угу.

Нынешняя лицензированная оппозиционерка Владимиру Путину (Владимира Путина) — Ксения Собчак. В прошлом ведущая реалити-шоу, крестница самого Путина и дочь его бывшего босса Собчака, мэра Санкт-Петербурга. Чтобы у почтенной публики окончательно сорвало крышу, на выборы 2018 к Собчак пристегнули либерального писателя Дмитрия Быкова, одного из последовательных критиков кремлевского режима. Вместе дружно они боролись с Владимиром Путиным с ошеломительно предсказуемым результатом…

За российским карнавалом масок можно наблюдать вечно. Чего и добивается Кремль. Так работает Шлем Ужаса.  Мы смотрим, чешем в затылке, пытаемся понять, как это вообще всё возможно и незаметно для себя остаёмся в зоне кремлёвской гравитации.

Пока мы смотрим, что там в России и хохочем над ними, мы не смотрим новости Европы и США. Мы не понимаем внутренней политической повестки наших европейских соседей, не разделяем с ними культурное пространство.

Мы в ловушке.

Что делать

Ну, для начала полностью отказаться от той части российского контента, которая агрегирует информацию. Новости, телепередачи, подборки блогов в Яндекс.Дзен. Всё это способы прямых манипуляций аудиторией, и для достижения эффекта кремлевские медиаменеджеры пойдут на любой абсурд. Они решают, что вам показать, и как это объяснить.

Этот бред можно смотреть только в профессиональных целях, если знаешь, на что обращать внимание и понимаешь, зачем смотришь. Из простого любопытства смотреть нельзя — затянет.

Остальные российские продукты употреблять можно, если хочется. Сам по себе контент не проблема, Шлем работает с интепретациями и выборками. Но важно помнить, что для самих россиян всё немножечко несерьёзно, и цена их культурным манифестам соответствующая.

Говоря проще: если читаете их книжки или смотрите фильмы, не обожествляйте писателей и режиссёров. Хороший фильм или, например, спектакль, они сделать могут. Посмотреть, почитать  — да пожалуйста! Мы тут тоже, вроде бы, книжку российского писателя обсуждаем. Однако Донбасс и Крым никто из россиян нам добровольно не отдаст. Путина свергать никто не пойдёт. Будет надо, переобуются в прыжке по любому вопросу.

Вот почему вопросами умиротворения Империи Прошлого займаються справжнi професіонали.

Ось такi справи.

Денис Скорбилин

Денис Скорбилин


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: