Русская культура — враг Российской империи

Государство против культуры

Государство против культуры

Про евразийскую «свободу», которую сейчас продвигают в России, я вам уже рассказывал. А теперь я вам расскажу о великой русской культуре. Те, кто говорит о ее «величии» и не отделяют культуру от государства — просто не понимают многих вещей.

Главная черта всего российского культурного процесса в том, что по большому счету, он был реализован не благодаря, а вопреки власти. Особенно это касается литературы. Например, известного в свое время одописателя и поклонника монархии Державина помнят сейчас единицы. Зато «наше все» Пушкин всю свою недолгую поэтическую жизнь подвергался цензуре. И главным его цензором был сам государь Николай Павлович Романов. По-другому там быть просто не могло.

Даже когда писатели имели высокий социальный статус — как посол в Персии Грибоедов или статский советник Тютчев — это угнетение все равно чувствовалось. А «отпустили» литературу в свободное плавание уже под самый конец Российской империи, уже после смерти Достоевского, Толстого и прочих. Эта короткая, но яркая вспышка и получила название — «Серебряный век». Символизм, акмеизм, футуризм, неоклассика. А потом — 1-я мировая война, Февральская революция, Октябрьская, гражданская война.

И снова тот же цикл с цензурой и репрессиями — начиная с расстрела Гумилева и самоубийств Маяковского и Есенина. В результате получился абсолютно убогий соцреализм, который не имел ничего общего с левым искусством, но был очень похож на то, что одобряла цензура в Российской империи (и да, я сам удивляюсь,как на первых порах советская цензура пропустила в печать «Котлован» Платонова). Когда Есенин писал «Черного человека» — он предчувствовал, что будет с культурным процессом при Сталине.

То же самое — театр и особенно кино. Попробовал бы тот же Эйзенштейн снять что-то не то — мигом бы отправился на Соловки. Или, например, изобразительное искусство — одни рабочие, крестьянки и красноармейцы. В монументально-убогом стиле «соцреализма». За любой «футуризм» наказывали — даже при Российской империи не было такого, чтоб наказывали за манеру изображения.

Поэтому, за исключением архитектуры и частично — кино, «величие русской культуры» не имеет ничего общего с «величием российского государства» . Там культура всегда была оппозиционна государству, как то ни пыталось поставить ее на службу. Поэтому, дорогие мои евразийцы, читаем «наше все» Пушкина и не выпендриваемся с империализмом и ненужностью демократии. Вы бы еще крепостное право и работорговлю восстановили.

...И у позорного столпа

Кишкой последнего попа

Последнего царя удавим...

Макс Побокин

210620_pobokin


В тему:

UkrNET - поисково-информационный ресурс