Российские наёмники и атомщики продолжают экспансию в Африке

18.11.2018 0 By Chilli.Pepper

В конце июля в нечасто попадающей на первые полосы международной прессы Замбии была зарегистрирована вспышка холеры, в связи с чем дипломатические ведомства многих стран посоветовали своим гражданам удержаться от поездок в эту страну.

Слон, Животных, Африка, Сафари, Диких Животных, Тварь

Впрочем, такие страхи чужды народным любимцам – непосредственно перед этим малоприятным событием в Лусаке побывал турецкий президент Эрдоган, ищущий новые рынки сбыта, но, надо думать, второе не связано с первым. Однако, Замбию, которая находится в «одном пролете» от ЦАР, где недавно были убиты российские оппозиционные журналисты – может ожидать кое-что пострашнее холеры, а именно появление форпоста российской мафиозной империи.

Раджеп Тиип Эрдоган

Раджеп Тиип Эрдоган

Буквально за два дня до визита Эрдогана, а именно на полях саммита БРИКС в ЮАР 26 июля президент Замбии Эдгар Лунгу в ходе встречи с Владимиром Путиным пригласил его посетить своё государство. В частности, такой визит мог бы состояться в преддверии открытия в Замбии Центра атомной энергетики, науки и технологий, который создавался в этой стране при поддержке “Росатома”. По мнению Лунгу, настало время укрепить и нарастить взаимодействие, выйти за рамки того фундамента, который уже был создан. Лунгу выразил надежду, что Путин сможет посетить Замбию,  ведь она подписала меморандум о взаимопонимании с “Росатомом” по взаимодействию в атомной энергетике и логично ожидать приезда великого северного друга на церемонию открытия комплекса.

В ответ Путин намекнул: важно, чтобы политические контакты между Россией и Замбией были не единственной формой взаимодействия двух стран. Как говорится, вампир в дом без приглашения не заходит – как в Сирии, ЦАР, Украине и “далее везде”. Учитывая широкий контекст – ватную изоляцию РФ и фиксацию Путина на вылазках за рубеж и троллинг Запада (и Китая) расстановкой флажков везде, где ему это позволяют, можно не сомневаться – замбийская тема получит продолжение.

 

И вот почему.

 

Пока британцы, западные европейцы и американцы (в третьем случае – незаслуженно, и не все) продолжают бичевать себя за колониальное то ли прошлое, то ли настоящее, на освоение сравнительно отсталых территорий планеты давно вышли, как говорили в 20-е годы прошлого столетия, “молодые капиталистические хищники”. А именно – Китай и обсаженная санкциями РФ. Санкциями-то Россия огорожена, да только не в Африке или Южной Америке. При этом пока КНР несколько отвлеклась на внутреннюю реорганизацию и тяжбу со США (впрочем, не ослабляя хватку в самых лакомых кусках континента, таких, как быстро строящийся хаб в Джибути), Кремль не устает расширять свое влияние именно в “черной” Африке, неофициально отданной было под скипетр Пекина. В связи с чем, конечно, у Поднебесной и ее скандального северо-западного соседа могут, в конце концов, возникнуть трения. Правда, Москва пока смягчает эти трения (развивающиеся и в других сферах, и по иным мотивам) передачей под экономический контроль Китая своих зауральских территорий. Но при этом в Африке Кремль не устает забивать все новые и новые колышки.

Действительно, китайская тематика на самом многострадальном, но все еще очень богатом полезными ископаемыми континенте пока что как-то отошла в тень, а вот российские компании и ведомства все чаще рапортуют о том или ином продвижении своих интересов. И если поучаствовать в гражданской войне в Ливии по ряду причин не удалось (и за этими причинами – такими, как арест в Тунисе судна с военной техникой и внезапным отходом в мир иной генерала Хафтара угадывается рука западных спецслужб), то в Центрально-Африканской Республике российские «специалисты» появились.

Китайская стена

Китайская стена

 

На очереди – теперь с другого, прилизанного приличиями корпоративного входа – Замбия.

Дело в том, что еще 15 мая в ходе ГК “Росатом” и Министерство высшего образования Замбии в ходе выставки “Атомэкспо-2018” заключили контракт на проектирование, поставку и сооружение центра ядерной науки и технологий в Замбии.

По словам первого замглавы “Росатома” Кирилла Комарова, если Замбия в будущем примет решение о строительстве АЭС, это не только обеспечит энергетические потребности страны, но и соседних стран. “Я искренне желаю Замбии, как и многим другим государствам африканского континента, сформулировать для себя выгодность решения построить атомную станцию, а “Росатом” и Россия будут готовы помочь”, — заявил он. Отметим, Россия и Замбия подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного атома весной 2016 года, после относительно недавней смены власти в республике. Прежние договоренности сторон предусматривают сооружение в Замбии центра на базе многоцелевого исследовательского водо-водяного реактора мощностью до 10 МВт, оснащенного лабораториями и функциональными комплексами для проведения целого спектра научных изысканий.

Конечно, трудно сказать, когда 16-милионная Замбия со своим 149-ым в мире показателем ВВП на душу населения (около 80% живут за чертой бедности) дозреет до строительства инфраструктуры для АЭС, но на западе она граничит с Анголой, где советские, а затем российские интересы традиционно были сильными. Через Анголу и южного соседа Замбии, Мозамбик, в своё время прошла влиятельная часть российского руководства (тот же Игорь Сечин). Между тем, бывшая Северная Родезия в качестве полностью суверенного государства – довольно молода, и ее постколониальные порядки долгое время напоминали, в определенной степени, нынешнюю Россию, а впоследствии бурную драму калейдоскопических перемен на постсоветском пространстве.

флаг карта Замбия

Флаг карта Замбия

 

Замбия получила независимость 24 октября 1964 года, а ее первым президентом стал Кеннет Каунда, деятель Африканского Национального Конгресса (АНК) и лидер его левого крыла. Такой себе добрый вариант Роберта Мугабе. В апреле 1967 года Каунда провозгласил свою концепцию «построения замбийского гуманизма». В этой концепции отвергалась капиталистическая форма экономики, вместо которой внедрялось государственное регулирование. В ноябре 1968 года Каунда распустил парламент, а с 1969 года начался процесс национализации, в первую очередь в ключевой отрасли — медной промышленности. В конце концов, в декабре 1972 года в Замбии была введена однопартийная система правления, а процесс национализации в различных секторах экономики продолжен до полного триумфа гуманизма. Что, разумеется, не могло не привлечь благосклонности советского полюса мировой политики. Правда, Каунда больше ориентировался на Китай, снабжавший Замбию кредитами и Ирак Саддама Хусейна, который поддерживал вплоть до предложения эвакуировать семью иракского диктатора еще в ходе первой войны в Заливе.

Однако, с началом построения «замбийского гуманизма» уровень жизни в стране все время падал: галопировал рост потребительских цен, увеличение безработицы, дефицит основных продуктов питания. Несмотря на гуманный запрет с 1970 года забастовок, число таких акций протеста росло. Замбия, имея крупнейшие природные ресурсы, превратилась в одну из беднейших стран мира. В 1991 году Кеннет Каунда, видимо, впечатленный опытом Михаила Горбачёва и кризисом мирового левого движения – разрешил  провести выборы на многопартийной основе. И сразу же их проиграл. Выборы выиграло Движение за многопартийную демократию, и 2 ноября 1991 года Каунда лишился власти. Так, довольно мягко, как на африканский контекст, завершилась эпоха «построения замбийского гуманизма». Кстати, павшего вождя оперативно лишили гражданства и объявили малавийцем – и свое гражданство Каунда смог восстановить лишь в 2000-м году в Конституционном Суде…

Новым президентом Замбии стал лидер оппозиции, профсоюзный деятель Фредерик Чилуба, подвергавший резкой критике политику Каунды. Это был своеобразный замбийский Ельцин. Он упразднил централизованное управление экономикой, отменил государственные субсидии и начал приватизацию национализированных предприятий. Новому главе государства удалось сохранить популярность и выиграть президентские выборы 1996 года (отметим, в том же году, что и Борис Николаевич), однако уже в следующем году недовольство части общества политикой Чилубы вылилось в попытку военного переворота, в организации которого были обвинены реакционеры. После нескольких лет действия военного положения (это именно то, чего в РФ «удалось избежать» после дефолта – передачей власти от Ельцина воспитаннику Березовского и Чубайса Владимиру Путину) Чилуба провёл новые президентские выборы.

Леви Патрик Мванаваса

Леви Патрик Мванаваса

2 января 2002 года новым президентом стал Леви Патрик Мванаваса – преемник Чилубы, и тоже представитель Движения за многопартийную демократию. Но уже через шесть лет, в связи со смертельной болезнью Мванавасы (здесь России и ее соседям не так повезло, как Замбии) обязанности президента стал исполнять вице-президент Рупия Банда. После смерти Мванавасы 19 августа 2008 года он выиграл президентские выборы и стал новым президентом Замбии. Правда, в отличие от Дмитрия Медведева Банда был настоящим главой государства, а в  2011 году состоялись очередные президентские выборы. И здесь история Замбии стала расходиться с российской – в отличие от РФ, эту африканскую страну уже можно назвать, в какой-то степени конкурентной демократией. Ведь и Рупия Банда перевыборы проиграл, а победу одержал кандидат от Объединенной национальной партии независимости Майкл Сата, который набрал 43 % голосов, в то время как действующий гарант Банда — 36 %.

Майкл Сата вступил в должность 23 сентября 2011 года, но (со здоровьем лидерам Замбии упорно не везет) 28 октября 2014 года скончался в Лондоне, где находился на лечении. Нездоровье президентов продолжало гнать замбийцев на избирательные участки. 20 января 2015 года состоялись досрочные президентские выборы. Победу одержал министр обороны и юстиции Эдгар Лунгу. Срок его полномочий составил 18 месяцев — до окончания текущего президентского срока. 11 августа 2016 года состоялись очередные президентские выборы, на которых Эдгар Лунгу набрал 50,35 % голосов и вступил в свой полноценный срок.

Выступая с речью на церемонии инаугурации, Эдгар Лунгу заявил, что в течение следующих пяти лет страна приступит к перестройке (волшебное слово, на которое, как мотыльки летят сомнительные капиталы из постсоветских стран) монокультурной структуры экономики, которая находится в чрезмерной зависимости от добычи меди. Лунгу обещал содействовать диверсификации производств, развитию сельского хозяйства и частного сектора экономики.

Эдгар Чагва Лунгу

Эдгар Чагва Лунгу

Эдгар Лунгу, как ни странно, не учился в университете Лумумбы, как можно было бы подумать исходя из интереса российской атомной корпорации к стране, и даже работал в приличных западных конторах, правда, как утверждают злые языки, подобно чешскому коллеге Милошу Земану, имеет некоторую слабость к алкоголю. Впрочем, учитывая монументальную задачу, которую он перед собой поставил – общественное мнение Замбии явно прощает это президенту Лунгу…

Но подчеркнуть в этом замбийском – и более широком региональном контексте – необходимо следующее. За такими корпорациями как «Росатом», который является одним из кошельков кремлевского режима, и неформально курируется замглавы АП РФ Сергее Кириенко – в ту или иную страну неизбежно приходят и другие российские структуры. В связи с чем любопытной представляется промелькнувшая в российских СМИ информация о миграции на Черный континент, в этом отношении довольно девственный, российских специалистов по политическим технологиям (то есть, промыванию мозгов).

Так, «Коммерсант» от 20 апреля этого года сообщил, что в нескольких африканских странах, где скоро пройдут выборы, начали работать российские политтехнологи. Причем их работу финансирует одиозный “повар Путина” Евгений Пригожин, недавно попавший в санкционный список американских ведомств.

Как оказалось, российские политологи работают на Мадагаскаре, в ЮАР (где при прошлом президенте Джейкобе Зума российские интересы были очень заметны) и Кении (именно в Кении многие годы был активен Китай, однако ее нынешнее руководство ударилось в «духовные скрепы»). Издание отмечает, что “африканским проектом” руководит некто Ярослав Игнатовский, отвечавший за мониторинг социально-политической ситуации в Северо-Западном федеральном округе. Тот проект также финансировал Пригожин.

Российские политтехнологи в перечисленных и иных странах Африки могут работать не полный срок, но одно из требований к ним — знание иностранных языков. При этом они не уполномочены давать комментарии СМИ и стараются не афишировать свою работу.

Старший научный сотрудник Центра африканских исследований РАН Николай Щербаков считает, что у России нет возможности “всерьез заниматься африканскими делами”. По его словам, этот регион “не только не находится в актуальной повестке, но даже если России захотелось бы вернуться, то нам неоткуда взять ресурсы”. Он предположил, что Пригожин рассчитывает заработать на экспорте политтехнологий и технологов из России. Правда, РАН может по инерции отставать от актуального положения дел в бизнесе – да и вообще ее комментаторы (скажем, на украинскую тематику) все чаще используются для целей маскировки истинных намерений Кремля.

Африка

Африка

Вместе с тем, этот рынок в полутоталитарной РФ съеживается, а в Европе российские политтехнологи в Европе вряд ли нужны. Напротив, в странах Африки может быть спрос на их услуги, ведь тарифы там, считает Щербаков – достаточно высокие. При этом ситуация, когда технологи помогают в Африке прийти к власти неким пророссийским силам, возможна, однако любой такой «ставленник» будет в первую очередь заниматься делами своей страны – скептически обрисовал перспективу сотрудник РАН.

В свою очередь, политтехнолог Сергей Поляков, который работал на выборах в Монголии, не исключил, что организаторы “политтехнологического десанта” в Африку вполне способны предложить услуги для ведения избирательных кампаний. По его мнению, заказчиком могут стать и “местные политические силы, и российские игроки — необязательно государство, а например, коммерческие структуры. Однако чуть ли не на три четверти в современной РФ (среди первой десятки банков – 9 из 10) государственные и коммерческие структуры превратились за годы правления Путина в единое целое…

Ясное дело, что перманентное расширение «Росатома» в развивающихся странах (а также в Турции, Венгрии и, возможно, на западных Балканах) отчасти мотивировано планами на «черный день». В частности, очевидно, что рынок Украины на протяжении следующих пяти лет окончательно утерян в пользу западных конкурентов. Однако, пока сам политический Запад капризничает промеж себя подобно инфантильным элоям великого прозорливца Герберта Уэллса (предсказавшего, в частности, появление Интернета) отряды мафиозной империи Путина все глубже вгрызаются в Африку. И в этом смысле местные политические элиты, как в той же Замбии – достаточно наивны, чтобы поверить звону монет и лести бывших коммунистов.

Многие десятилетия без зазрения совести заливавших Черный Континент кровью.

Максим Михайленко


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: