Осень без апокалипсиса и без прогресса

14.11.2019 0 By Shadowdancerrr

После некоторого расслабления, связанного с каскадом кадровых перемен, обычно генерирующих оптимизм (часто безосновательный, но такова человеческая природа), в украинской внутренней политике вновь стало чувствоваться напряжение.

Куда же вы, мои слуги?

Это качественное изменение связано с тем, что праздник закончился, началась политическая работа, а она неотъемлема от конфликтов – идейных, личностных, межгрупповых, экономических (сословных и корпоративных). На уровне парламента трудно не заметить центробежный процесс, происходящий, как минимум, в трех основных направлениях.

Первое – это члены парламента, обязанные своим местом лично Зеленскому и электоральному цунами, на гребне которого оказался Владимир Александрович. Иными словами, эти депутаты стали таковыми исключительно благодаря партийному флагу и бренду (об этом время от времени напоминают ближайшие соратники главы государства – Андрей Богдан и Никита Потураев) – поэтому будут сохранять лояльность президенту и тем, кого он поддерживает до последнего. Приблизительно, это до ста пятидесяти человек.

Второй вектор – это в разной степени опытные политические агенты. Как в абстрактном смысле, активные участники общественных процессов, так и в том смысле, в котором граф де Рошфор был агентом кардинала Ришелье, а господин Крабс – агентом господина Спрутса. Хотя эта третья аналогия относится скорее к не слишком таящимся представителям олигархов в парламенте. Речь, главным образом, идет как о радикалах, исповедующих справедливость, в частности, в отрасли противостояния коррупции, так и о сторонниках правой либертарианской политики в экономике – причем обе эти группы начинают ориентироваться на премьера Алексея Гончарука. Несмотря на то, что пока что отдельного политического веса он не имеет.

Кстати говоря, его неожиданный маневр с появлением на вечеринке ветеранов с ультраправым антуражем удачно подчеркнул это взаимное сближение. В этом контексте можно воспринимать не только поступок премьер-министра, но и заявление Давида Арахамии о том, что «зачем нам местные выборы, если мы на них не выиграем?». Прозвучало вполне откровенно – и явно свидетельствует о тяжелых внутренних дискуссиях. К чести Арахамии, он извинился за вброс о подкупе демонстрантов 6 октября, отметим, что от Андрея Богдана общество ничего подобного до сих пор не услышало. Ведь, несмотря на то, что прошло всего несколько месяцев, уже можно предположить, что к следующим парламентским выборам, обычным или досрочным, партия «Слуга народа» как целостный политический организм – не доживет. Об этом свидетельствует и коррупционный сюжет вокруг интересов Антона Яценко в сфере регулирования оценки собственности, и эпический секс-скандал с участием Богдана Яременко, и словно пришедшие из 90-х истории о депутатах, заказывающих друг против друга киллеров (?!), и явный паралич в министерстве здравоохранения, да и многое другое.

Потому что – оставляя пока за скобками специфическую секцию Арсена Авакова – есть и третий вектор, и это разного рода реваншисты, тяготеющие, скорее к ОПЗЖ. Правда, анекдотическим символом этой партии стал сегодня Илья Кива, использующий парламентское оборудование не по назначению – поэтому ранее близкие к партии олигархи (тот же Дмитрий Фирташ) начали добиваться своих целей другими путями, похоже, разочаровавшись в этой платформе. Этот почерк можно увидеть в ряде региональных назначений и кураторской функции вернувшегося Валерия Хорошковского на Банковой.

Здесь уместно сказать, что если бы не архаичная клановая зацементированность партии Медведчука-Бойко, она взяла бы на минувших выборах гораздо больший процент голосов, «впустив в себя» ярких активистов реакции – таких, как Шарий, или Бужанский. Но – не срослось. В какой-то степени реакционные персонажи в «Слуге народа» находятся под эмоционально-идеологическим влиянием искусного Андрея Портнова, и, буде он сохранит свободу рук, в особенности после того, как объявил войну генпрокурору и президенту, рано или поздно эта секция «Слуги народа» встанет под его знамена. И уведет часть избирателей окаменевшей ОПЗЖ.

Примерно так, со стороны, выглядит начавшийся центробежный процесс в монобольшинстве, проголосовавшем скопом за ворох противоречащих друг другу сырых законов и напоровшемся (как и абсолютно все предшественники) на сопротивление затронутых этим регулированием социальных слоев. Никакой трагедии в этом нет – просто чудес в политике не бывает. Бывают сюжеты из синематографа, но ведь – на то оно и кино.

Что касается формальной парламентской оппозиции, то, по крайней мере «ЕС» и «Голос» начинают – за неимением другого – потихоньку начинают полагаться на улицу и местные советы (за которые намерены дать бой в следующем году). Пока вяло, но градус растет – в особенности после самострела Богдана Яременко и диковатых заявлений советника секретаря СНБОУ Сергея Сивохо.

В первом случае ситуация очевидная, но пока что подпитывается лишь ощущением «ползучего пата» в вопросах войны и мира, во втором случае – абстрактная повестка дня «за все хорошее против всего плохого» больше не работает.

«Слуга народа» – это движение «против», и этим уступает даже очень похожему технологически движению Эммануэля Макрона «En marche» («В движении»), которое тоже, конечно, популистское, но выступало все-таки «за», пусть и за довольно утопические идеи.

Вокруг процесса расползания правящей партии в условиях пробуксовки крайне специфических реформ и будет выстраиваться сюжетная линия украинской внутренней политики как минимум до Нового года, когда президенту придется пожертвовать какими-либо фигурами, тем более, что эпизод с проигравшим аппаратную борьбу Александром Данилюком, даже несколько преждевременно продемонстрировал откровенную шаткость нынешней властной конструкции.

Поэтому, как видится из сегодняшнего дня, апокалипсиса не случится, но и прогресса в каком-либо направлении – тоже нет. А вот с вызовами постепенно нарастающей глобальной рецессии этому или другому правительству Украины – придется столкнуться уже в следующем году.

Максим Михайленко


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: