Новые обстоятельства в деле об уничтожении самолета MАУ в Иране

Новые обстоятельства в деле об уничтожении самолета MАУ в Иране

В деле об уничтожении украинского пассажирского самолета в Тегеране появились новые обстоятельства. Киев и Тегеран вынесли выяснение отношений в публичною плоскость.

Иранская сторона сначала пообещала отдать «черные ящики» Киеву. Для обсуждения механизма передачи и других деталей расследования в Киеве 20 января даже приезжала делегация Ирана во главе со специальным представителем Ирана Мохаммадом Эслами. Он встречался с президентом Украины Владимиром Зеленским и подтвердил обещание президента Ирана.

Но с тех пор прошло уже достаточно времени, а никакого движения по ящикам так и не произошло. Мало того, в отношениях Киева и Тегерана возник публичный скандал. Поводом стала публикация ТСН.Тиждень записи переговоров диспетчеров аэропорта Тегерана с экипажем другого самолета (иранского), который визуально наблюдал за пуском ракеты и уничтожением украинского самолета. Таким образом подтвердилось, что иранская сторона знала с самого начала об этом теракте, пишет в блоге на сайте «Обозреватель» аналитик Агентства международных исследований (АМИ) Игорь Соловей.

Мало того, в сюжете прямо утверждается, что Иран затягивает с передачей бортовых самописцев Украине. Что вызывает недовольство и нехорошие подозрения украинской стороны в честности изначальных заявлений и намерений официального Тегерана. Что, собственно, и подтвердил президент Зеленский в интервью в том же сюжете ТСН.

Но в ответ на видеосюжет на украинском телевидении начальник отдела расследований Организации гражданской авиации Ирана Хасан Резайефар заявил Reuters, что этот файл «был среди материалов, предоставленных группе экспертов, которые расследуют авиакатастрофу». И поэтому публикация звукового файла украинской стороной «говорит о том, что больше мы им никаких материалов передавать не будем».

Мои источники в следственной группе утверждают: Иран лукавит — именно этой записи, которую обнародовал ТСН, иранцами предоставлено как раз не было — украинцы получили от них только часть переговоров, только с украинским экипажем. И все! Обнародованные же журналистами переговоры диспетчеров с иранским пилотом были отрезаны и Киеву не передавались. Откуда у ТСН такие материалы? На сайте указывается, что запись получена от спецслужб (но не уточняется, от каких — украинских или других).

Но больше всего удивляет как иранская сторона ухватилась за сам факт появления этого расследования, приписав тут же украинским расследователям недобросовестное поведение. Вообще-то складывается впечатление, что Иран и не думал передавать самописцы, а просто тянул время. И при возникновении первого более-менее подходящего повода нашел отговорку.

Почему Иран не отдает Украине «черные ящики» с самолета на обследование? Рассмотрим несколько версий отказа Ирана.

1. Власти Ирана тянут с выдачей ящиков из-за внутриполитической ситуации в стране: поскольку они признали факт уничтожения украинского самолета своей ракетой не по доброй воле, а под давлением. И не только мировых лидеров, но и многочисленных свидетелей трагедии — в том числе родственников погибших.

К тому же — осознав угрозу мощных актов гражданского неповиновения. Что, впрочем, потом и произошло — мир облетели кадры массовых митингов на улицах Тегерана и жесткого их разгона иранскими силовиками.

2. Отказ властей Ирана предоставить «черные» ящики порождает сомнения в том, что украинский самолет был сбит по ошибке — как утверждают официальные власти Ирана, а не преднамеренно. Может иранские ракетчики специально охотились именно за этим украинским самолетом? Если да — то почему?

Среди конспирологических версий доминирует присутствие на борту украинского самолета крайне важного для Корпуса иранских стражей (КСИР) Ирана лица (или лиц?), вылет которого/которых за пределы страны невозможно было допустить («шпион», который выдал Сулеймани, группа иранских генералов крестьян и т.п).

Еще одна не менее популярная версия — доступ к ракете российского производства был у страны-производителя, поэтому украинский самолет — в силу войны между Украиной и Россией, выглядит логичным.

3. Россия, которая больше всех заинтересована в раздувании кризиса вокруг Ирана, всячески через своих «агентов влияния» в Иране и в странах Ближнего Востока отговаривает иранских должностных лиц от передачи бортовых самописцев.

Почему это для Москвы важно?

Во-первых, версия об умышленном уничтожении самолета выгодна России, поскольку Кремль: а) не прочь понизить позиции Ирана в регионе, б) усилить его зависимость от Кремля и с) развитие кризиса в регионе повлияет на рост цены на нефть на мировом рынке.

Во-вторых, так Россия пытается отомстить Ирану за «измену» — ведь российская пропаганда приложила много усилий для опровержения факта уничтожения самолета ракетой, но иранцы взяли и признали свою вину.

И, в-третьих, позиция Ирана по добровольному признанию вины в теракте негативно влияет на российские позиции в преддверии рассмотрения (в марте) дела об уничтожении в 2014 году российскими военными из российской установки «БУК»-М1 самолета малайзийских авиалиний рейса МН-17 в международном уголовном суде.

К слову, понимая это, МИД России уж бросил силы на разграничение этих похожих случаев.

Источник: sprotyv.info.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

UkrNET - поисково-информационный ресурс