Могла ли Греция не объявлять дефолт?
06.06.2015Вечером 4 июня Греция обратилась к МВФ с просьбой переоформить выплату своей задолженности — объединить четыре транша в одну сумму, которую предполагается отдать 30 июня.
В терминах институциональных финансовых организаций — это технический дефолт. Понятно, что эту тему попытаются затушевать, генерировать надежды на то, что в итоге стороны договорятся, и тянуть время — чтобы не спровоцировать эффект домино среди греческих кредиторов.
Но могло ли правительство Греции отказаться от пути блефа и шантажа?
Что же, давайте посмотрим. В ноябре прошлого года предполагалось, что в этом году бюджет Греции впервые за сорок лет станет профицитным — благодаря реформам, которые проводил Самарас. Далее мы знаем что произошло — у страны новый премьер. И уже в апреле этот профицит просто исчез. Или, вернее, так — пока что снизился более чем в 3 раза. Причина –правительство Ципраса отменило штрафы за уход от налогообложения, а сумма поступлений от них была заложена в доходную часть.
Но это, по большому счету, мелочь. Даже если учесть, что нынешний показатель профицита в €1 млрд — а это 62,5% от суммы в €1,6 евро, которую должна выплатить Греция МВФ и или три таких транша, которые правительство Греции просрочило к выплате в пятницу 5 июня. Остаток суммы — 12, 16 и 19 июня.
Ципрас попросил перенести все выплаты на конец месяца. Это — как, минимум, технический дефолт.
“Еврогруппа” ранее одобрила €7,2 млрд кредита для Греции — но сначаала страна должна была расплатиться с МВФ, это принципиальный вопрос, так устроена система перекрестно-условного кредитования. Да и других методов контроля над поведением греческого правительства, накопившего внешний долг в $412, 4 млрд (или 174% ВВП) не существует.
Министр внутренних дел Греции на днях заявил, что на выплату даже первого транша по этой сумме — €300 млн, в бюджете страны нет денег.
Но так ли это?
Доходы бюджета (это еще бюджет Самараса) должны составить €50.9 млрд, расходы €41,9 млрд, €6.4 млрд должно было пойти на капитальные инвестиции, а €2,5 млрд — заработано на приватизации.
В общем и целом на страну сумма налогов по сравнению с прошлым голом выросла на €1,8 млрд, или аж на 3.53%.
Нет денег?
Учитывая, что на дворе июнь, один квартал уже точно прошел, а это (грубо говоря) означает, что Афины уже должны были заработать €625 млн на одной только приватизации. А в бюджет собрать €12.72 млрд.
Или почти в 8 раз больше, чем надо отдать МВФ.
Чего проще — потерпеть несколько недель, отдав деньги МВФ, и получить вчетверо большую сумму от “Еврогруппы”!
Но — нет. У власти популисты, и Греция не желает учиться. У нее опять тяжелые фискальные проблемы, вскоре об этом придется сказать. Если же правительство не способно собирать и распределять налоги сбалансированным способом, если оно не способно справляться с внешними обязательствами, то ему надо уходить в отставку. Правда, Ципрас до сих пор обещает добиться сделки — убедить парламент, выступить посредником, и так далее. Спектакль продолжается.
А ведь по сути, кредиторы всего лишь предлагают в этом году Греции сократить на 1% общую сумму пенсионных выплат. На 1%!
Сравните с Украиной (долг — $42,9 млрд , или 32,7% ВВП)* обрубившей пенсии и снизившей дефицит бюджета до исторического минимума. Только Украине никто не предоставлял пакет помощи на в общем объеме €155 млрд, и не списывал исторически рекордную сумму в €74,74 млрд долга — как Греции в 2010-м и 2012 году. Или 4,5 года доходов греческого бюджета. Получается, Афины просто проели эти огромные деньги, немного напрягшись лишь при прошлом правительстве Самараса (что сразу показало результат — опережающий рост экономики). Но хватило греков ненадолго.
Как и писал Питер Самуэльсон в 2010-м году — “мертвая петля социального государства”. Примечательно, что в греческом парламенте существует инициатива, изучающая вопрос законности выплаченных Греции кредитных пакетов помощи и необходимость по ним платить…
Максим Михайленко
* Данные приведены по:
1) index.minfin.com.ua
2) index.minfin.com.ua