Когда Рада – «в плохом смысле слова»

Прежде всего, хочу подчеркнуть – я далеко не сторонник выдвижения перед парламентским большинством, Кабинетом Министров и президентом заведомо утопических заданий с «затаенной целью» впоследствии критиковать их с позиций невыполнения этих изначально абсурдных задач.

гройсман

Так, к примеру, я не требовал и не требую от коалиции за европейскую интеграцию (а она, так или иначе, включает и президента Порошенко со всей его вертикалью – не так ли?) обеспечить экономический рост уже в этом году, не правда ли? Далее, я не призываю к немедленному освобождению пограничных районов Донбасса – а впоследствии и Крыма – с помощью украинских вооруженных сил, хотя в первом случае это уже не «фантастика». Также, я не высказываю претензий к этой коллективно понимаемой власти в сфере стратегических внешнеполитических целей – достижения членства в НАТО и ЕС, или ускорения динамики развития страны с прицелом на присоединение к ОЭСР в перспективе этак 20-летней.

Извините, но в текущем году наше место по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в рейтинге МВФ – 108-е, а по объему ВВП в текущих ценах мы занимаем ранние 60-е места (в середине 2000-х – ранние 30-е). И если по второму показателю к Украине даже сегодня нет претензий, то по первому и более важному – от беднейшей страны-кандидата в члены ЕС (Албании)  мы отстаем на 14 мест и 24% по параметру дохода на душу населения. Грубо говоря, это означает, что для достижения базовых макроэкономических критериев членства в ЕС Украине необходимо пять лет опережающего роста ВВП в 5-7%.  Поэтому, как видите, сторонники здравого смысла вполне реалистично оценивают отечественную перспективу.

Просто лично я, к примеру, могу лишь констатировать, что характер нынешней экономической политики правительства вряд ли способен направить страну на скоростной автобан достижения таких результатов.

Уточню, что удручают постоянные попытки изобретения действующей властью велосипеда – к примеру, в 2007 году наша страна «бежала в одной упряжке» с присоединившимися к ЕС Румынией и Болгарией.

Благодаря, в первую очередь, довольно смелым рыночным реформам середины-конца 90-х — за 14 лет ВВП Украины в долларе США в постоянных ценах 1990 года в период с 1995 по 2008 год  вырос в полтора раза. Это притом, что первый рост от года к году был зарегистрирован лишь на пять лет позже фактического начала оздоровления экономики – в 2000 году.

Но, пусть даже так…

Конечно – вероятно, это заметно — я с трудом удерживаюсь от «общей» критики ряда кадровых решений действующей власти, «достоинств» ее метода формирования «региональных альянсов» с реакционными группировками, а также инструментов наполнения бюджета.

Наконец, я, как правило, лишь высказываю искреннее сожаление в отношении избранной правительством философии и логики перестройки украинской хозяйственной системы, поскольку эта логика и философия подчинена целям иллюзорной социальной стабильности и выживания паразитарного бюрократического класса. Разве не так?

Тем не менее, парламентский день голосования 10 ноября, который, в очередной раз должен был поставить точку в вопросе одобрения Верховной Радой «безвизового пакета» даже у такого «оптимиста-реалиста» как я порождает несколько вопросов.

Первый. На данный момент – после «разборок» в «Самопомощи», выхода Радикальной партии, мелких потерь в «БПП Солидарность» и «Народном фронте», действующая коалиция парламентских фракций (а соответственно, и правительство) работают на основе большинства, в которое входит 265 народных депутатов. В таком случае, что случилось с 59 депутатами коалиции в 16:35 10 ноября?

Я не стану перечислять по именам – по ссылке все расписано. Тем не менее, это 33 депутата от БПП, 24 депутата от «Народного фронта», 21 депутат от «Самопомощи» и 7 депутатов от «Батьківщини».

Иными словами, все эти депутаты – либо:

а) некие дремучие гомофобы

б) мелкие интриганы и выжиги

в) саботажники, работающие на интересы «северо-восточного соседа»

г) идиоты

Какой другой вывод может быть сделан из протокола о результатах голосования о внесении, по сути, технических изменений в Трудовой кодекс?

Второй. Уже неуместно говорить о незрелости украинского парламентаризма на 25 году его истории. Однако, несмотря на то, что Европейский Союз за последние два года в третий раз перенес дату вынесения решения по рекомендации институтам странам-членам и институтам Союза об отмене виз для граждан Украины – парламентские кулуары захвачены совсем другой повесткой дня. К примеру, кто же стукнул Александру Кужель бутылкой по голове, и что будет с депутатом Тетеруком? Отвечаю – ничего не будет, со времен принятия Конституции Украины в 1996 году никаких существенных  изменений в процедуру лишения членов парламента неприкосновенности, а тем более, полномочий – не происходило. Или — почему вместо Златы Огневич депутатом от Радикальной партии станет некая в прошлом пассия Олега Ляшко? Отвечаю – потому что певицы должны радовать нас своим пением, а г-ну Ляшко на фоне печальных результатов его партии на местных выборах необходимо чем-то привлечь к себе внимание.

Поэтому я лишь обращу внимание на то, что соответствующую встречу ЕС перенес на «срок, который не разглашается». Затрудняюсь сказать, какой это сигнал по счету, но подозреваю, что последний – на фоне как регламента работы институтов Союза, так и терзающих Европу более актуальных, нежели болезненный инфантилизм украинских парламентариев, проблем. А также спокойного функционирования безвизового режима между ЕС и Молдовой (внедрение – 3 года, а не 5, как в украинском случае), готовности Грузии к новому формату и более чем привлекательной оферты, сделанной Турцией.

И третий вопрос. При всем понимании того, что нынешняя украинская политическая элита обладает всеми признаками «гибрида» между истеблишментом времен Януковича и кооптации групп, пришедших в нее с поля боя Революции Достоинства (а значит – элита эта, так или иначе временная), обладает ли наш управляющий контур хотя бы начатками чувства благодарности? Нет, не по отношению к гражданам, чьи доходы за два года упали в среднем в пять раз – с этим все ясно. Но по отношению к по-настоящему долготерпеливому Брюсселю? Позволю себе напомнить некоторые цифры.

За январь—декабрь 2014 года доходы украинского бюджета составили 407 млрд гривен – или, по средневзвешенному курсу прошлого года – €27 млрд.

На 1 октября текущего года доходы национального бюджета Украины составили 384,3 млрд гривен или €17 млрд.

Эти цифры необходимы для осознания того, что из €44 млрд за 2 года – около €8,5 млрд ( в форме кредитов, гарантий, прямой помощи и грантов, округляя и огрубляя) около 20% средств, которыми располагало, располагает и может, при определенных условиях располагать украинское правительство   – предоставлено Европейским Союзом, его учреждениями и странами-членами. Что касается перманентной политической и дипломатической поддержки Киева – нередко в ущерб прагматическим интересам Союза – то эти усилия гораздо труднее посчитать в евро.

Что же, давайте верить в то, что «досрочные выборы – это зло», «раскачивание лодки – на руку врагу», и «не все так плохо – вот завтра…» — хотя ни в Италии, ни в Японии, ни в Израиле динамичные смены правительств, не способных обеспечить большинство – на протяжении более полувека не рассматриваются как трагедия. Да – определенный запас терпения у украинского общества еще сохранился. Но он теперь крайне невелик – что и показали местные выборы.

То, как этим запасом злоупотребила Верховная Рада 10 ноября вынуждает, невзирая на бравурные заявления спикера Владимира Гройсмана подытожить: сегодня эта Рада — «в плохом смысле слова».

Максим Михайленко


В тему:

UkrNET - поисково-информационный ресурс