Что думает бизнес о ситуации в стране

14.04.2018 0 By Chilli.Pepper

На деловой процесс, происходящий в Украине и вокруг нее – временами стоит посмотреть с разных направлений и точек зрения, а если есть такая возможность – и отраслевых. Нам удалось побеседовать с тремя разными участниками украинского и международного бизнеса – предпринимателем-логистом Игорем Иванюком, эстонско-украинским бизнесменом Сергеем Ищенко и аналитиком Святославом Швецовым, чтобы получить такую, не приглаженную картину.

Игорь, министр инфраструктуры Владимир Омелян не упускает случая сделать акцент на сильных сторонах своей политики – авиационном трафике, реформе управления морскими портами. А что у нас происходит с автомобильными транспортными перевозками? Но что является главной проблемой? Россия, дороги, налоги, или коррупция? Решает ли АСМАП – или у нее теперь другое название – проблемы перевозчиков?

Самая главная проблема – говорит Иванюк – невозможность обновить автопарк по причине большой стоимости оформления новых (бывших в употреблении, но относительно свежих) транспортных средств. Цена новых машин просто зашкаливает. Система лизинга очень дорогостояща и неудобна, кредитные линии открываются только под большой процент, а стоимость таможенного оформления занимает больше 40% стоимости покупки в ЕС. Перевозчики теперь оставляют грузовики в ЕС, а водители уезжают работать в Европу. К сожалению, Украина теряет преимущества крупнейшего логиста и транзитёра.

Проблема дефицита разрешений превратилась в хроническую, она повторяется из года в год. Это сумасшедший по объемам коррупционный рынок. Например, цена разового разрешения меняется от государственной цены в первой половине года до 100 долларов к третьему кварталу, а к концу года может вообще составлять 300-400 долл.

Дороги – и не только магистральные в ужасном состоянии каждой весной.

АСМАП решает проблемы сектора как может, но его сфера деятельности сокращается, перевозки в ЕС уже не требуют использования так называемой книжки МДП (ТИР-карнета), основная бумага – гарантия уплаты таможенных платежей. Россия даже вышла из системы АСМАП. Но у АСМАП Украины больше статус и возможно в дальнейшем базис создания полновесного профсоюзного лидера лидерского объединения. Что касается налогов, то они налоги везде – а главные проблемы перечислены выше, подытоживает Иванюк.

Так может быть, «пора валить»? Еще недавно идеальным направлением для предприимчивых украинцев считалась Эстония. Мы решили пообщаться с эстонско-украинским предпринимателем Сергеем Ищенко, чтобы выяснить, где подвох.

Сергей, как получилось, что предприниматели-украинцы “заполонили Эстонию”, если судить по статистике электронных регистраций? На самом ли деле можно функционировать как полноценный резидент Эстонии, не проживая в ней? Что нас связывает, в какое будущее смотреть? Присутствует ли в Эстонии российская пропаганда? Чувствуется ли страх перед российским нападением? Что Украина могла бы взять у Эстонии в сфере создания благоприятного бизнес-климата, или просто нужно время?

Я много лет занимаюсь бизнесом между Украиной и Эстонией – говорит Сергей Ищенко. Что касается электронной грин-карты, то она, по сути, «почило в бозе», так как банки массово закрывают счета э-резидентам. Это происходит по любым надуманным причинам, а всё из-за той массы денег, которая прокручивалась последние два года через счета эстонских банков. А деньги сами понимаете – грязные.

При условии развития Балтийско-Черноморского Союза, Эстония имеет 100-процентный шанс стать самым мощным движителем транзита украинских товаров в Скандинавию и ЕС в целом. Ведь это порты (Финляндия – самая близкая к нам страна – всего 60 км на пароме, или 2.5 часа), и строящаяся скоростная магистраль Rail Baltica. О ней необходимо рассказать отдельно.

Rail Baltica — проект железной дороги стандартной европейской колеи с европейской системой управления движением поездов, которая должна соединить страны Балтии, Восточную (Польша) и Западную Европу. Согласно проекту, магистраль пройдёт через Таллинн, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин (а в дальнейшем — продолжение маршрута до Венеции), улучшив, таким образом, сообщение между Центральной и Восточной Европой. Помимо этого, планируется строительство подводного железнодорожного тоннеля между Таллином и Хельсинки, либо в случае экономической неоправданности этого проекта, пуск железнодорожного парома между городами. Таким образом, Rail Baltica может соединить Финляндию и часть Скандинавии с Западной Европой.

Главной целью Rail Baltica является возобновление непосредственной связи стран Балтии с европейской железнодорожной сетью и развитие региональной интеграции. Интеграция железных дорог Эстонии, Латвии и Литвы в транспортную систему Евросоюза позволит увеличить скорость движения поездов, рост пассажиро- и грузопотоков и прибылей. Эстония, Латвия, Литва и Польша объявили проект одним из своих приоритетов в области развития транспортной инфраструктуры. Решение Европарламента и Европейского совета определило проект Rail Baltica частью панъевропейского коридора № 1, который включает также автодорожную часть (Via Baltica) и ответвление А на Калининград (Via Hanseatica).

27 августа 2015 года из Польши в Каунас прибыл первый пассажирский поезд. Регулярный пассажирский маршрут из Каунаса в Белосток (Польша) открылся 17 июня 2016 года. Планируется, что первый поезд из столицы Эстонии Таллина в направлении границы Литвы и Польши по железной дороге европейской колеи Rail Baltica должен отправиться в 2026 году, еще 5 лет уйдет на строительство путей через Польшу до Берлина. В стадии разработки находится проект «Rail Baltica-2», который предусматривает прокладку к 2024-2030 гг. скоростной европейской колеи напрямую (а не по старой широкой колее) от северной Италии до Таллинна.

А Украине я бы пожелал эстонских чиновников, бюрократов брать к себе на работу – говорит Ищенко. Воистину, их деятельность всячески благоволит развитию бизнеса. Ни Германия, ни Нидерланды – и близко не стоят с Эстонией в этой сфере.

О более общей картине происходящего мы побеседовали с известным деловым аналитиком Святославом Швецовым.

Святослав, скачки гривны – это теперь навсегда, то есть вот это и есть плавающий курс, и на что теперь ориентироваться обычным гражданам в плане сбережений, на сельскохозяйственный цикл?

Это подготовка к посевной. Сейчас аграрным олигархам выгодно понизить курс для оплаты работ сезонным рабочим, закупкам удобрений, которые большей частью покупаются внутри страны за гривны, и тому подобное. А курс доллара в стратегическом смысле всё равно будет расти

Почему, на Ваш взгляд, украинскую власть, похоже, совершенно не волнует размер внешнего долга?

Не они же отдают этот долг. Тем более, что это еще большой вопрос – кто именно будет у власти через полтора года. Вот пусть у них голова и болит.

На днях вступил в действие закон о большой приватизации. В самом ли деле правительство надеется что-то выручить за свои предприятия?

Что-то конечно выручат. Но основная цель – «дораздать» все самое вкусное “своим” за копейки, как и всегда. Ведь именно так и проходили все приватизации в стране. А остальное за копейки продадут – может быть. Вопрос не в приватизации, а в условиях ведения бизнеса. Если нет условий, то от приватизации мало толку, ведь нормальные инвесторы сюда все равно заходить не будут.

Какие первые 5 шагов в экономической политике Вы бы порекомендовали сделать?

Хватит и двух: первый – дерегуляция, второй – демонополизация, далее повторять эту формулу до бесконечности. Пока этого не будет сделано искренне, по-настоящему, мы так и будем ползти в пределах погрешности.

беседовал Максим Михайленко


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: