Брюссель держит пари: Путин может быть опасным – но не склонным к суициду

25.09.2014 0 By Chilli.Pepper

rtr44jopНа нивах Донбасса, война между украинской армией и поддерживаемых Москвой повстанцами бессвязно залопотала в неудобном безвыходном положении. Но поскольку зима приближается, новый передний край открывается в прокси-борьбе [борьбе от чужого имени – перев.] Москвы против Запада – и хотя она не будет столь же кровавой, события могут быть не менее политически драматичными, чем недавняя военная стрельба.

На первый взгляд, линия фронта достаточно ясна. Россия нуждается в Западе из-за кредитов, финансовых услуг, продуктов питания, технических знаний – все это в настоящее время захлебнулось от экономических санкций вследствие вмешательства Кремля в Украину. Европа, со своей стороны, опирается на российский газ, по большей части государственного газового гиганта “Газпрома”, в объемах до трети от своего  потребления – около половины которого проходит по трубопроводу через Украину. Если Кремль решит использовать свою подачу газа для нанесения ответного удара против европейских санкций, это будет почва для серьезной газовой войны.

Кремль “твердо полагает, что [газ] – наше последнее и наше лучшее оружие, то, которого Европа боится больше всего”, говорит некий репортер из пула Кремля, ссылаясь на частные беседы которые он имел в последние недели с высшими должностными лицами. “Они говорят: просто подождите, пока упадет первый снег и мы увидим, что тогда Европа скажет о санкциях”.

Внешне Россия действительно кажется, держит все козыри. Поддержка президента Владимира Путина все еще сохраняет высокий уровень более 80%, несмотря на санкции Запада, которые разбили рубль, спровоцировали инфляционный рост и отрезали крайне необходимые средства для многих основных отраслей промышленности и банков России. Даже санкции с российской стороны, запрет на импорт всех европейских и американских продуктов питания, не помяли русского патриотического пыла.

Европа это совсем другая история. У длительного газового ограничения было бы непосредственное и сильное воздействие. “Люди в демократических государствах замечают свои счета по энергетике. Они не будут терпеть прекращения подачи электроэнергии. Ясно, что [Западные] политики должны принять во внимание это”, сказал высокопоставленный западный дипломат со знанием внутренних дебатов Европейского союза по санкциям. “Это – то, почему в настоящее время мы не трогаем Газпром”. Принимая во внимание, что почти все российские принадлежащие государству нефтяные компании и крупнейшие банки были отключены от возможности заема денег на международных рынках капитала, Газпром был, до сих пор, свободен от санкций.

В то время как Кремль может рассматривать остановку Европы дрожанием – его козырная стратегическая карта в переговорах с Европой – это оружие, которое может реально повредить России так же, как ее вновь обретенным противникам в ЕС.

Первая причина является технической. Газовые залежи, подобны сжатому пузырю глубоко под поверхностью земли, как правило, в ловушке под куполом непроницаемой породы, и под огромным давлением. Забуритесь в нее и газ выходит сам по себе – действительно, одна из главных проблем открытия новых месторождений газа контроль под огромным давлением убегающего газа. Другими словами, говорит бывший консультант Газпрома Лев Смирнов, “Вы не можете просто отключить газ также не нанося серьезный ущерб.” Вы можете избавиться от некоторых количеств газа только сжиганием его в источнике. “Но даже без учета экологических последствий даже самые маленькие скважины еще производят слишком много газа, чтобы безопасно вспыхнуть”, говорит Смирнов. Нельзя значительные объемы газа легко сохранить. За последние годы Газпром построил множество подземных хранилищ в соляных пещерах, в так называемых “водах, имеющих структуры”, ловушки газа в природных куполах скал, и в истощенных газовых скважинах. Но в лучшем случае вся эта вместимость – которая по существу влечет за собой дорогую перекачку газа назад в землю – может держать только несколько дней производство Газпрома.

Но самая большая уязвимость Газпрома является финансовой. В теории, компания по-прежнему один из немногих крупных российских компаний, имеющих доступ к международным финансам. На практике, говорит консультант нефтяного и газового проектного финансирования Брюс Джеймс, “кредиторы очень озабочены Tier Three” – под угрозой следующего раунда санкций – “и Газпром находит его почти так же сложным, как и другие [санкционированные] российские компаний с привлеченным капиталом. “Это имеет большое значение, потому что накладные расходы Газпрома являются массивными $ 25 млрд в год, в том числе инвестиции, необходимые для поддержания текущего уровня производительности ослабевающих отраслей. Компания также должна обслуживать $ 50 млрд текущей задолженности, а также плату за разработку новых арктических месторождений, строить новые трубопроводы и заводы по сжижению газа в Тихом океане и на Балтике, и построить гигантский новый трубопровод в Китай, который должен вступить в строй в 2019 году. Без международных кредитов у компании только есть свой ежедневный поток наличности, около – 60% которого, или $65 миллиардов, поступают от продаж в Европу. Правда в мае Путин подписал крупное соглашение с Пекином на поставку газа достоинством $ 400 млрд в течение ближайших 30 лет. Но согласованная предварительная оплата из Китая на $25 миллиардов еще не осуществилась. Для обозримого будущего говорит Западный дипломат, “Газпрому нужны его европейские клиенты так же, если не больше, чем, нам нужен Газпром”.

Так на данный момент, перемирие, такое же хрупкое, как жизнь человека в одном месте на земле Украины, приобретается между Газпромом и его европейскими клиентами. “Они пытаются сделать вид, что это бизнес, как обычно,” говорит Смирнов.

Дикая карта, однако, это сама Украина.

Все предыдущие ограничения русского газа – их было четыре с 1995 года – были сосредоточены на постоянном споре по поводу цен на газ и транзитные пошлины, уплачиваемые Киевом, и настроили Газпром против различных украинских правительств, которыми управляли колеблясь про-и анти-московские группировки. Теперь, после того, как в этом году войны, которая оставила более 3000 погибших и увела Крым к России, избирательная арифметика Украины изменилась навсегда (?). Без русскоязычного населения Крыма, промосковская администрация никогда не будет избрана в Киеве. И, что еще более важно, война способствовала таким мощным анти-русским – и дополнительно анти-Газпромовским – чувствам, что шансы Киева оплатить более чем в $ 5 млрд задолженность, которую Газпром утверждает, в полном объеме явно равны нулю.

В результате, Газпром уже технически приостановил поставки газа в Украину в июне – но продолжает качать газ через украинские трубы для европейских потребителей дальше по течению. Мало кто в энергетической отрасли сомневается, что украинцы помогали себе газом из этого Европусвязывающего обеспечения, несмотря на протесты России, что миллионы долларов были незаконно выкачаны в украинской системе. Ситуация осложняется еще больше тем, что некоторые клиенты Газпрома, симпатизирующие Украине – в частности, Польша и Словакия – фактически официально качают немного российского газа назад в Украину по сниженным ценам, чтобы поддержать осажденного союзника.

Эта договоренность оставляет Газпром в заложниках у “недобросовестных” политиков в Киеве. Со снижением температуры, Украина могла бы откачивать еще больше газа – тем самым лишая Центральную Европу – но Газпром получит претензию. Аннексия Крыма также сделала Москву заложником Киева в другой, вполне новельный, способ. Крымский полуостров не имеет сухопутного моста в Россию и получает 80% своей электроэнергии и большую часть своей воды из Украины. “Неожиданно” Украина имеет водопровод и собственные электрические рубильники – и могла бы начать сложную бартерную игру перекачки электроэнергии Крыма за российский газ.

Газпром, в свою очередь, вложил не менее $ 20 млрд в течение последних пяти лет в попытки обойти неприятную Украину в целом. К северу, трубопровод Nord Stream, проложен по дну Балтийского моря в 2011 году, в настоящее время поставляет газ в Германию и Данию. Но подобный проект, чтобы проложить гигантскую трубу по всей нижней части Черного моря, связывающего Россию напрямую с Болгарией, Центральной Европой, Грецией и Италией – известный как Южный поток – был остановлен, по крайней мере временно, “нервной” Еврокомиссией обеспокоенной увеличением Зависимости Европы от российского газа. Россия и ЕС сейчас оспаривают это дело во Всемирной торговой организации.

Но независимо от вердикта по Южному Потоку, действия России в Крыму и тайная поддержка мятежников в Восточной Украине преобразовали некогда косвенную поддержку ЕС Украины в устойчивый залог партнерства и помощи.

И сама Европа изменилась. После того, как разделилась между антипутинскими ястребами, как в Великобритании и, теми кого немцы называют “Путин-understanders” (которые являются также крупными деловыми партнерами Путина, главным образом в Германии и Италии), война и, в частности трагедия сбитого MH17 при российской поддержке повстанцев объединили Европу против России до беспрецедентной степени. Другими словами, длительное замедление поставок газа – либо в результате преднамеренной остановки Газпрома или украинское “перекачивание” – теперь сразу становится серьезным противостоянием со всей Европой, рискуя навлечь еще более сокрушительные санкции.

ЕС надеется, такие вновь высокие ставки убедят Кремль прекратить и воздержаться от его многолетней привычки использовать поставки газа как геополитический инструмент. В течение многих лет, Москва награждала союзников, таких как лояльная Беларусь дешевой энергией и наказывала своенравных бывших вассалов, как Украина, нанося пощечину высокими ценами. “Поставки энергоносителей важны в преддверии зимы,” сказал вице-премьер-министр России Дмитрий Рогозин президенту Молдовы в сентябре прошлого года. “Я надеюсь, что вы не замерзнете.”

Это был тонко завуалированным предупреждением, чтобы остановить Молдавию от подписания партнерских отношений с Европейским Союзом. Москва также вознаградила бывшего украинского президента Виктора Януковича за отказ подписать торговое соглашение Брюсселя с обещанием дешевого газа обратно в декабре. Обе уловки не удались. Молдова в конце концов подписал документ о сотрудничестве в Европе в июне, и Украина в начале сентября.

Странная правда призрака Газпрома – то, что и производитель и покупатель заперты в отношениях взаимной зависимости. Всеобщая газовая война между Европой и Россией была бы экономическим эквивалентом, говорит западный дипломат “относительно старых Безумных взглядов” – Безумный являющийся Акронимом холодной войны для Взаимно Гарантированного уничтожения, которое следовало бы за ядерным ударом. Брюссель держит пари, что Путин может быть опасным – но не склонным к суициду.

По материалу источника: newsweek.com


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: