Андрей Мельков: «Русская интеллигенция больше не ждет «философский пароход»

10888280_10152546446831762_1110009532_nЧто происходит с Православием? В чем неадекватность украинской иммиграционной политики? Почему сегодня трудно быть русским и легко ли выучить украинский язык? Об этом и многом другом – в интервью с президентом Института современных гуманитарных исследований, кандидатом филологических наук, доктором теологических наук, москвичом Андреем Мельковым, большим другом Украины и представителем классической русской интеллигенции, с первых же дней восточноевропейского кризиса выступающим с позиций здравого смысла и свободного выбора восточнославянских наций.

Андрей Сергеевич, случился в России экономический кризис... а что по этому поводу, если что – говорит Церковь?

Смотря, что мы считаем Церковью. Если говорить о мистическом Теле Христовом, которое по слову апостола является столпом и утверждением Истины, то здесь уместно вспомнить Евангелие. В Нагорной проповеди Христос прямо сказал: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). В этих словах Христа говорится не об отказе от труда, а о том, что Бог заботится о всех Своих творениях. И более всего эта забота проявляется о человеке. Поэтому, экономический кризис, можно сказать, является следствием того, что человек, как венец Божественного творения, в недостаточной степени реализует свою Богом данную свободу, или же вовсе много грешит. Это же можно отнести к целым народам и государствам – кризис является следствием греховной жизни, отрыва от связи с Богом, это не Божья кара, а результат человеческого самодовольства и гордости.

Если говорить о Церкви, как религиозной организации, созданной людьми, то тут отдельные ее представители пытаются дать разнообразные рецепты. Недавно один высокопоставленный чиновник РПЦ предложил ввести в России какую-то систему православного банкинга. Я считаю, что это очень бурные фантазии, может быть, популизм. Христос учит нас давать кесарю кесарево, а Богово – Богу. Преодолеть кризис можно только христианским отношением к ближнему, это задача и государства, и бизнеса, и каждого человека – не наживаться на долгах за ипотеку, не спекулировать, не воровать, не завышать цены, не поднимать налоги, помогать нуждающимся, поддерживать малообеспеченных и тому подобное.

йцуИсполнился год с тех пор, как – условно – восточных славян, разорвало по-живому пополам. Понимают ли это в России?

Начинают понимать. Это касается простых людей, которые вдруг поняли, что их обманули. Это происходит тогда, когда ты идешь Москве и видишь, что пресловутый «Русский мир» в общем-то, совсем не для русских, а просто напросто идеологический жупел, и проблемы русских врачей, учителей, русского образования и здравоохранения, много чего еще – совершенно неинтересны чиновникам. Для них интересны проблемы распила, отката и прочие радости пира, практически во время чумы. И здесь крымнашенская радость сменяется острым осознанием намкрышенской перспективы.

Тогда люди начинают понимать, что в их проблемах и бедах виновата вовсе не Украина, не какая-то там киевская хунта, а свои российские бюрократы и управленцы всех уровней. Люди хотят видеть русский мир в своих дворах, в магазинах, на улицах своих городов, а не в виртуальных постановочных сценках и сказках, которые показывают с экранов ТВ. Поэтому и возникает чувство, что нас разорвали, обманули, что нас искусственно стравливают. Это разрыв с реальностью, фальсификация истории, пропаганда ненависти и банальный обман людей.

На Ваш взгляд, как выглядит миграционная политика Украины – не писали ли ее, случайно, в Ростове, где формально прячется брошенный всеми, экс-президент Янукович?

Миграционная политика современной Украины, по меньшей мере, удивляет. Уж не знаю, где ее писали, но считаю, что ее надо корректировать в соответствии с реальностью. Кем так испуганы миграционные власти? Российскими шпионами, агентами спецслужб? Это несерьезно. Все, кому было надо, уже давно сделали свое дело.

Я знаю, что у порядочных людей, друзей Украины, очень часто бывают проблемы со въездом в страну. Или вот еще один пример. Моя однокашница по университету уже несколько лет живет в Киеве, переехала из Москвы с детьми задолго до известных событий, работает, есть жилье. Несмотря на то, что она имеет полное право на получение украинского гражданства (украинские корни), ей постоянно отказывают в выдаче паспорта по надуманным предлогам. И это хрупкой девушке, которая не одну морозную ночь провела на Майдане, помогая раненым и готовя еду.

Я очень хочу спросить у тех сотрудников ДМС, которые так издеваются над ней, а где были они в те страшные ночи? Что сделали они для новой Украины, какой внесли вклад в дело победы Революции Достоинства? Получается, что не нужны Украинскому государству честные, преданные и порядочные люди. И таких примеров жертв миграционной политики сотни. Вывод один, надо целиком менять такую систему.

По Вашему мнению, с учетом всего событийного драматизма – что, вообще, происходит с Украинским Православием?

Украинское Православие живет, и это, наверное, главное. Другое дело, что оно разделено, и это является незаживающей раной. Событийный драматизм действительно присутствует. Говоря об Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, следует сказать, что в ней всегда боролись две силы. Назовем их москвофилами и украинофилами.

Пока был жив Блаженнейший митрополит  Владимир (Сабодан) эти две партии как-то уравновешивались его гибкой политикой. После свержения режима Януковича и кончины Блаженнейшего Владимира это равновесие нарушилось.

Началась чреда скандалов, разоблачений и прочие нестроения. Здесь много факторов – от отношения отдельных церковных деятелей, приходов и епархий к АТО, до сведения личных счетов. Все выплеснулось наружу. Это вредит, в первую очередь, авторитету самой Церкви. Люди все видят и делают соответствующие выводы.

На днях решением Синода УПЦ МП была ликвидирована религиозная образовательная организация – Ужгородская украинская богословская академия, которая много лет готовила не только будущих клириков, но и преподавателей для духовных школ, светских специалистов-религиоведов. Кому это выгодно? В чьих интересах принимаются подобные решения? В интересах ли Украинского Православия и Украинского государства? Если иерархи хотят не только уврачевать церковное разделение, но и добиться повышения авторитета церковных структур в обществе, то пора делать самые серьезные выводы…

Легко ли учится украинский язык?

Все, что делается с желанием – легко и приятно! Русский и украинский языки близкородственные. Это существенно облегчает задачу изучения. При этом, конечно, это разные языки и существует множество тонкостей. Главное при изучении любого языка – практика, живое общение, изучение грамматики и правописание – дело наживное. Мне как профессиональному филологу очень легко изучать украинский язык, этот процесс не только расширяет кругозор и обогащает духовно, но и приносит удовольствие!

Почему русская интеллигенция, образно говоря, «сидит на чемоданах»? Неужели ее не вдохновляют идеи Империи?

Про интеллигенцию можно говорить по-разному, смотря, что мы под этим понимаем. Если мы берем за основу ленинское определение интеллигенции, то все становится ясно само собой. Если мы понимаем интеллигенцию, как сливки общества, то здесь стоит остановиться подробнее. Помните знаменитый «философский пароход» 1922 года, на котором выслали из Советской России старую русскую интеллигенцию? Так вот, чтобы не дожидаться подобного парохода в наши дни, люди предпочитают уехать самостоятельно. Это не только трагедия отдельных людей, представителей российской интеллигенции, это трагедия всей страны. Идеи Империи могут вдохновлять либо диктатора, ее возглавляющего, либо фанатиков, готовых умереть за эти идеи, либо люмпенов.

Человека разумного и честного вдохновляют идеи Свободы, Достоинства и Справедливости.

А где, как Вы думаете, больше «русскости», на Юге или на Севере, в Киеве или в Москве? Спасибо.

Конечно, все мы знаем, что Русь начиналась в Киеве, потом центр государственности переместился на Север, в Москву. Но там больше реализовывались не столько традиции русского духа, сколько традиции восточных деспотий. Это было обусловлено историческими и геополитическими причинами.

На Юге же построить Русское европейское государство пытался король Данило, потом уже возникла Запорожская Сечь, козацкая вольница. Со временем проект Русь-Московия переродился в Империю, которая свою «русскость» нивелировала, а проект Русь-Украина все еще находится в стадии вызревания.

Русским быть очень трудно…

А вообще, я думаю, что сейчас нам не время меряться «русскостью». Время задуматься, что каждый из нас сделал для сохранения и преумножения наследия Киевской Руси.

Беседовал Макс Михайленко

Поделиться:

В тему:

UkrNET - поисково-информационный ресурс