Алексей Кандюк: «Американские ястребы переживают возрождение»

13.06.2015 0 By Chilli.Pepper

Алексей КандюкВозвращается ли в Вашингтон неоконсерватизм? Станет ли Хиллари помогать Киеву? Почему конфликт в ПМР влияет на диспозицию на востоке Украины? Эти вопросы прокомментировал для NEWSSKY кандидат политических наук, глава правления IDS Kronos Алексей Кандюк.

Алексей Богданович, несмотря на не слишком последовательную и примирительную линию демократической администрации Обамы, можно ли сказать что американский неоконсерватизм, пусть даже вынужденно — возвращается на сцену?

Я бы вообще не стал использовать термин неоконсерватизм применительно к американским политическим реалиям ХХІ века. Даже тогда, когда о влиянии так называемых неоконсерваторов на администрацию Дж. Буша-младшего писали все кому не лень, даже тогда термин вводил в заблуждение, причем часто, не только исследователей и журналистов, но и тех, кого собственно этим термином обозначали. Сегодня можно смело констатировать что термин неоконсерватизм в контексте американского политического спектра окончательно мертв. Уж не знаю – хорошо это или плохо.

Скорее можно говорить о приверженцах жесткой и бескомпромиссной линии во внешней политике, о так называемых «ястребах». Вот эта группа действительно переживает определенное возрождение. Не смотря на то, что такую политику принято скорее ассоциировать с республиканским правлением, эти люди вполне комфортно себя чувствуют в демократической администрации Обамы. Взять хотя бы к примеру Викторию Нуланд, супругу известного неоконсервативного журналиста Роберта Кейгана, фигура которого была излишне демонизирована в период президентства Дж. В. Буша. Но она далеко не единственный человек в действующей администрации, которого можно отнести к «ястребам».

Robert-Kagan-470x264

Роберт Кейган

3(1956)

Виктория Нуланд

Плюс сейчас речь идет не только и не столько о жестких подходах к внешней политике, сколько о методах ее ведения – простых и прямолинейных (даже несколько примитивных), но, тем не менее, действенных. А поскольку спрос на такие методы по понятным причинам вырос, соответственно появилось предложение, которым и воспользовался Белый Дом.

Понятно, что демократический кабинет и дальше хотел бы кататься на велосипедах и бороться с “парниковым эффектом”, но представляется, что и либералам приходится наращивать сдерживание российских агрессоров. Если президентские выборы все же выиграет Хиллари Клинтон — станет ли американская поддержка Киева более системной и предметной?

Думаю, не стоит некую пассивность в украинской политике США списывать на правление либералов. С одной стороны сдерживание России для республиканцев действительно постоянно повторяемая мантра. С другой, республиканцы традиционно большие популисты, чем демократы. Поэтому между довольно внушительными декларациями и конкретными действиями по реальной поддержке Украины и жесткому давлению на Россию может оказаться большая пропасть. Кроме того, большинство потенциальных кандидатов от Республиканской партии исходя из их политических позиций выглядят намного более углубленными во внутренние проблемы США чем в вопросы внешней политики.

Другое дело, что Обама досиживая свой второй последний строк явно не настроен принимать решительные, или радикальные решения во внешней политике, просто потому, что это ему не нужно. В этом контексте, любой новый президент Соединенных Штатов будет полезнее для Украины, чем действующий.

США остаются, кроме всего прочего, участником приднестровского мирного диалога — потенциально, в случае окончательного разложения режима в Тирасполе и начала неконтролируемого хаоса на этой территории, какой может быть реакция Вашингтона?

Что касается Приднестровья, то не только для США, но и для большинства членов мирового сообщества все более очевидным становится тот факт, что дальнейшее поддерживание ситуации в регионе в «замороженном» состоянии не представляется возможным.

Существует масса сценариев развития событий и трудно наверняка сказать какую позицию изберет официальный Вашингтон – это будет зависеть от множества факторов (включая и ситуацию в Украине в первую очередь).

Однако для Украины важно другое – осознание бесперспективности «замораживания» конфликта должно, будем надеться, повлиять на оценку перспектив разрешения конфликта на востоке. Поэтому для Украины, ситуация с Приднестровьем сейчас это сложная геополитическая игра, которую нельзя ни в коем случае проиграть.

Макс МихайленкоБеседовал Максим Михайленко


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: